История скандального продюсера Харви Вайнштейна еще недавно гремела на весь мир, казалось, что ничего страшнее не придумать, но Пи Дидди переплюнул голливудского босса. Те обвинения, которые звучат в его адрес, заставляют вздрогнуть: тут и изнасилования, и наркотики, и даже убийства. Рэпер, конечно же, не признает своей вины, настаивая, что его просто оклеветали.
«Против меня выдвигаются отвратительные обвинения людьми, ищущими быструю наживу, — оправдывается Шон Комбс. — Позвольте мне быть предельно ясным: я не делал ничего из тех ужасных вещей, в которых меня обвиняют. Я буду бороться за свое имя, свою семью и за правду».
Где в этой истории правда, еще долго будут разбираться полицейские и суд. А началась она с признаний бывшей девушки рэпера Кэсси Вентуры. Когда-то артист продюсировал ее на своем лейбле. А когда они расстались, Кейси в гневе объявила, что на протяжении 10 лет Комбс регулярно избивал ее, насиловал и заставлял принимать наркотики. Помимо этого, по словам Кэсси, продюсер заставлял ее спать с другими мужчинами, снимая происходящее на камеру. Через сутки она отозвала свой иск, отметив, что все вопросы улажены мировым соглашением. Но события уже начали развиваться так стремительно, что всемогущий продюсер оказался не властен: десятки женщин обратились в полицию и обвинили P. Diddy в насилии. Сейчас жертв и свидетелей больше 120 человек, среди них есть и те, кто пострадал в возрасте 9 лет.
17 сентября 2024 года полиция арестовала музыканта. Если его вина будет доказана, то ему может грозить пожизненное заключение.
Среди обвинений: торговля людьми в целях сексуальной эксплуатации, насилие над женщинами, взятки, принуждение к труду, поджоги и препятствие осуществления правосудия. А конспирологи уже связали даты и пришли к выводу, что он мог отдать приказ об убийстве Майкла Джексона, чтобы освободить дорогу Бейонсе. Эта же судьба могла ждать Тейлор Свифт и Адель.
Эта история пересекается с событиями восьмилетней давности. 5 октября 2017-го The New York Times
Издание привело рассказ актрисы Эшли Джадд, которая описала свою встречу с Вайнштейном в отеле в Беверли-Хиллз, ее тоже встречали в банном халате.
«Я думала, как мне выйти из комнаты как можно скорее, не испортив при этом отношения с Вайнштейном», — вспоминала актриса.
Стоило заговорить первой жертве, и следом десятки актрис наперебой стали вспоминать о давних домогательствах Харви. В этом списке Мира Сорвино, Ума Турман, Роуз Макгоуэн, Розанна Аркетт, Сальма Хайек и многие другие.
«У меня в молодости был крайне отрицательный опыт с Вайнштейном, — поделилась Анджелина Джоли. — Из-за этого я решила никогда с ним больше не работать и предупреждаю других, если они идут на это».
А вот Гвинет Пэлтроу чудом удалось избежать насилия, она рассказала обо всем своему бойфренду Брэду Питту, тот пригрозил Вайнштейну, чтоб оставил ее в покое. Только за первые обвинения Вайнштейн получил 23 года тюрьмы, но дело все еще слушается, вскрываются новые факты. Последний приговор, озвученный судьей Верховного суда Лос-Анджелеса Лизой Ленч, был максимально возможный — пожизненное. Но в 2024 году дело направлено на новое рассмотрение из-за ошибок.
Помимо уверенности в своей безнаказанности, Пи Дидди и Вайнштейна объединяет еще одна деталь — это поведение жертв. И в первом, и во втором случае они молчали десятилетиями. Почему? Разбираемся с психологами.
Психолог Ксения Матур объясняет молчание человеческой природой.
«Во-первых, мы так устроены, что боимся идти против системы, открыто выражать свое мнение и особенно отстаивать свои права. А в данном случае дело касается известного и влиятельного человека, и пойти против него еще страшнее. Во-вторых, в подавляющем большинстве в обществе отсутствует поддержка жертв. И более того, присутствует даже некое преследование жертв насилия — „сама виновата“, что тоже заставляет их молчать», — говорит она.
Сложно сделать самый первый шаг, но когда его делает кто-то, то появляется чувство уверенности, что всех не одолеют. В компании противостоять всегда легче, внимание противника рассредотачивается.
У жертв Пи Дидди и Харви Вайнштейна много общего. Дети становятся жертвой насильника неосознанно, а вот с насилием во взрослом возрасте просто так не сталкиваются, это всегда проекция травмы.
«Когда-то, в детстве, человек уже сталкивался с насилием физическим или эмоциональным, или был свидетелем насилия. Для ребенка на тот момент это было нормой. То есть выработалась внутри привычка быть в позиции жертвы. Сталкиваясь с этим во взрослом возрасте, уже понимаешь, что это не нормально, но где-то внутри глубоко есть другая установка — это норма. Возможно, эти женщины из детства вынесли не только опыт насилия, но и установку, что в насилии виновата жертва, сама спровоцировала, что-то не так сделала и так далее. Поэтому жертвы молчат», — говорит психолог Татьяна Николаева.
Чтобы сказать первой, нужно иметь определенную храбрость. Как правило, это случается на эмоциях. В случае с Пи Дидди речь идет о его бывшей — и там слишком свежи обиды.
«А уже видя реакцию общества, поддержку со стороны, у других жертв тоже появляется мысль: „Значит меня тоже не осудят“. Плюс на правоохранительном уровне начинаются какие-то движения, соответственно тоже страх перед личностью человека уходит», — рассуждает Николаева.
Ведь когда преступник обладает властью и ресурсами — это дополнительный стимул молчать. Но если вслед за первой жертвой начинает говорить вторая, третья, то спадает заслонка стыда и страха осуждения. Срабатывает некий спусковой механизм «теперь можно», после чего начинается тот самый вал признаний и исков.
«Такое коллективное признание демонстрирует нам эффект социального доказательства. Это психологический принцип, когда в неоднозначных ситуациях люди выбирают, как им поступить, основываясь на мнении и поведении других людей. Видя, что кто-то уже решился заговорить, другие чувствуют меньше страха и больше уверенности в своих действиях», — говорит Виктория Нагорная, психолог.
Но в этой ситуации есть и обратная сторона медали, всегда есть риск, что кто-то сгустил краски, решил таким образом напомнить о себе, за что-то посчитаться. Те самые действия, которые правоохранители называют «ложный донос».
«Ситуация вокруг Пи Дидди громкая, поэтому некоторые артисты из шоу-бизнеса вполне могут присоединиться к ней и додумать то, чего не было, чтобы привлечь к себе внимание. Поэтому каждый иск и каждое обвинение стоит рассматривать в индивидуальном порядке», — заключила Виктория Нагорная.
Фото: Getty Images, Shutterstock/FOTODOM