...
Анна Меликян стала триумфатором 26-го «Кинотавра» с картиной «Про любовь»

1 из 26

Анну Меликян называют режиссером новой волны российского кино. Она — выпускница ВГИК и ученица Сергея Соловьева. Ее первым полнометражным фильмом стал «Марс», премьера которого состоялась в 2004 году на Берлинском кинофестивале. Вторая большая работа — «Русалка» — получила приз за лучшую режиссуру на кинофестивале «Сандэнс» и в 2008-м стала номинантом от России на «Оскар». Спустя 6 лет за фильм «Звезда» Анна Меликян взяла приз за лучшую режиссуру на «Кинотавре».

Американский журнал Variety включил ее в десятку самых перспективных режиссеров мира. Но она не разменяла талант на голливудские блокбастеры. Принципиальная и упрямая. Женщина-режиссер с мужским характером. Даже свою беременность она скрывала от коллег, чтобы эта маленькая тайна не стала для всех большой проблемой. О том периоде Анна Меликян вспоминает: «Снимать кино — это огромная ответственность и дорогостоящее удовольствие. Поэтому, когда я запустилась с «Русалкой», о своей беременности молчала. И работала. Старалась не нервничать. Да, порой меня увозили в больницу, но я быстро возвращалась». Все потому, что режиссерское кресло считается мужским атрибутом.

На завершившемся 26-м открытом российском кинофестивале «Кинотавр» новая работа Анны Меликян «Про любовь» взяла главный приз. В кадре целая плеяда звезд, а их новые образы по-хорошему удивляют.

Равшана Куркова в роли женщины-полицейского с комплексом неполноценности. Герой Евгения Цыганова спит с двумя женщинами — то по очереди, то вместе. Владимир Машков в образе директора склоняет к сожительству свою секретаршу, которую сыграла Юлия Снигирь. А Рената Литвинова не побоялась показаться на экране обнаженной.

Woman.ru: Анна, так о чем ваша картина «Про любовь»?

Анна Меликян: «Про любовь» — это одно большое кино, в котором собраны маленькие истории о любви. В каждой играют известные артисты, по сути, это отдельные новеллы, но иногда герои пересекаются. Такая вот необычная для меня форма выросла из большой любви к короткометражному кино, которое я каждый год снимаю для благотворительного аукциона.

Woman.ru: В интернете можно посмотреть несколько ваших новелл, то есть часть фильма уже доступна зрителям?

А. М.: Сейчас может возникнуть какая-то путаница, потому что есть несколько маленьких фильмов про любовь. Это «Такое настроение, адажио Баха и несколько фрагментов из жизни девушки Лены» с Ольгой Зуевой, «Про любовь» и «Про любовь 2». Но к полному метру они не имеют никакого отношения. Изначально я думала доснять пару «коротышек» к ним и сделать альманах. Но когда мы сели писать сценарий, то поняли, что он совершенно в иной стилистике и к существующим фильмам не подходит. В большой картине 5 оригинальных историй и одна большая лекция о любви, которую читает Рената Литвинова.

Woman.ru: Фильмы о любви вам снимать интереснее, чем, например, делать актуальное остросоциальное кино?

А. М.: Я работаю над тем, что интересно мне в данный момент. Вот сейчас это любовь и взаимоотношения мужчины и женщины.

Woman.ru: При просмотре «Звезды» возникало ощущение, что сейчас история уйдет в «социалку» с недостроенными ипотечными многоэтажками поселка Московский. Но нас как зрителей вы все время обманывали.

А. М.: Вы правы, в «Звезде» было ощущение, что я пытаюсь уйти в социальный артхаус, но я сделала шаг ровно в противоположную сторону, в очень красивый, романтичный жанровый фильм. После его премьеры все спрашивали, что это за Москва такая у меня — остросоциальная, мрачная, бетонная. В фильме «Про любовь» тоже есть Москва, но она совершенно другая: красивая, открыточная, праздничная, цветная, яркая.

Woman.ru: Вы снимаете женское кино?

А. М.: Я снимаю мое кино. Говорят, что оно женское. И меня это вообще никак не оскорбляет и не обижает, потому что было бы странно, если бы я снимала мужское кино.

«Мои фильмы соответствуют настроению. И я рада, что после «Звезды» мне все еще приходят письма, где зрители благодарят меня, пишут, что фильм помог им идти дальше, раскрыл глаза на то, что жизнь прекрасна и надо использовать каждый день. Хотя никто из героев в фильме вслух это не произносит»

Woman.ru: Ваши героини, насколько они обычные женщины? Такие ходят по улицам или встречаются в супермаркете?

А. М.: По-моему, их много. Даже вчера, в том же Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), я видела статью о типах женщин, которых можно встретить в Москве, и там была фотография Северии из «Звезды», ее героини Риты. Она иллюстрировала образ богатой девушки. И точно так же нас окружают «Маши» (Маша — вторая главная героиня фильма «Звезда», девушка из глубинки, мечтающая стать успешной актрисой, — прим. Woman.ru), которые приехали из провинции и хотят попасть на обложку журнала, проникнуть в светское нутро Москвы. Образы типичны, нетипичны люди. Самое интересное, что все мы разные, но наши желания могут быть похожи. Для большинства — это погоня за красивой жизнью и славой. Только есть ли там счастье? В 20 лет человек многого еще не понимает.

Woman.ru: Почему ваши героини смогли подружиться?

А. М.: «В фильме есть сцена, где Рита и Маша стоят перед зеркалом с голой грудью, и выясняется, что у обеих она искусственная. Это точка пересечения двух миров, когда мы вдруг понимаем, что девочки совершенно одинаковые, хотя вся первая половина фильма говорит об обратном. Рита — та же самая Маша, только через несколько лет».

Woman.ru: Сегодня у зрителя больше востребован образ Риты или Маши?

А. М.: С одной стороны, зритель больше ассоциирует себя с Машей, потому что она из мира обычных людей. Но это не значит, что Рита менее интересна. У нее есть своя история богатой женщины, и она показала нам мир, о котором мы мало что знали. К тому же, в судьбе Риты одни перемены следуют за другими, а Маша, по сути, плывет по течению.

Woman.ru: В короткометражке «Такое настроение, адажио Баха и несколько фрагментов из жизни девушки Лены» с Ольгой Зуевой есть еще один тип героини.

А. М.: Это тоже современная женщина. Когда мы встретились с Олей, то решили придумать что-то провокационное, хулиганское, но как-то не получалось. А потом родилась история про девочку-неудачницу. Я поняла, что гораздо интереснее взять на эту роль не уродину, а красотку с модельной внешностью. Люблю ставить себе сложные задачи и выполнять их. Я решила показать, что внутреннее ощущение на самом деле никак не связано с внешней красотой.

«Можно быть прекрасной, но при этом никому не нужной и одинокой. В фильме «Про любовь» Равшана Куркова играет маленькую роль девушки-полицейского, которая считает себя дурнушкой. Мне это показалось интересно — поместить красавицу Равшану в ситуацию страдания».

Она вообще большая умница, отлично все отыграла. В случае с героиней Ольги Зуевой та же история: она — несчастная прелестница.

Woman.ru: В этой работе есть мысль, но, по сути, нет четкого сюжета и финала. В чем смысл?

А. М.: Когда я делала эту короткометражку, у меня было особенное настроение, поэтому и название такое. В фильме есть титр, который сейчас все цитируют: «Не надо париться. Это жизнь, она скоро закончится». По сути это зарисовка, здесь нет глубинных смыслов. Этот фильм — попытка выразить мое состояние и эмоции на тот момент времени. Возможно, через неделю оно изменилось, но навсегда осталось на пленке. Короткий метр передает мимолетность, сиюминутность, за это я его люблю.

Woman.ru: Зачем вам такие фильмы?

А. М.: Эта работа для благотворительного аукциона Action. Когда известные режиссеры абсолютно бесплатно снимают короткометражки, а успешные и богатые люди их покупают. Деньги идут в благотворительные детские фонды и те, что поддерживают пожилых артистов. «Такое настроение...» был продан за 7 миллионов рублей. Для меня короткий метр — это не только добро, которое возможно принести в этот мир, но и особенная свобода для творчества. Там, в отличие от большого кино, нет рамок, ограничений, и можно позволить себе легкое хулиганство и вольности.

Woman.ru: Короткометражка с Ольгой Зуевой вполне способна стать хорошим коммерческим продуктом. Пусть эту девушку мы плохо знаем как актрису, однако фото невесты Данилы Козловского украшают обложки журналов.

А. М.: «Личная жизнь людей, которых я снимаю, меня вообще мало волнует. С Олей Зуевой я познакомилась даже раньше, чем она стала встречаться с Даней Козловским. Я увидела в ней интересную личность, для меня неважно, является человек профессиональным актером или нет. Я просто в первый же день знакомства сказала Оле, что сниму ее в кино. Она меня вдохновила».

Woman.ru: С точки зрения продвижения фильмов вам выгоднее снимать звезд или наоборот?

А. М.: Выгоднее снимать тех, кто подходит на роль. Иногда я годами ищу артистов, потому что очень серьезно отношусь к своей профессии. В фильме «Звезда» передо мной стояла задача найти неизвестных актеров, чтобы создать некую документальность. Внезапно появившийся Гоша Куценко — воплощение той самой «звезды», нарушает эту документальность, зато появляется очень интересный эффект. Идея удалась не до конца, потому что у нас снимался известный актер Андрей Смоляков. Я просто не могла найти кого-то еще, чтобы так точно передать образ олигарха.

Woman.ru: Сложно ли быть женщиной в вашей профессии?

А. М.: «Мужчинам-режиссерам точно проще. Ушел на съемки, дома — жена и дети, все нормально. А у женщины так не получится, тем более, когда есть ребенок. (Дочери Анны Меликян Александре 8,5 лет, — прим. Wоman.ru.) В момент съемок нужно погрузиться в них с головой, все остальное время я стараюсь вести образ жизни обычной женщины».

Встаю в 6:30, чтобы собрать ребенка в школу, потом привожу в порядок себя. Вечером стараюсь забрать дочку из школы и вместе приготовить ужин. Пытаюсь совместить в себе домашнюю и деловую женщину, сегодня все так живут, и это не нонсенс. Единственное, что я сумела организовать для удобства — офис поближе к школе дочери.

Woman.ru: Какая она для вас, современная женщина?

А. М.: Меня окружают замечательные женщины. Я уважаю их за то, что они умудряются совмещать огромное количество обязательств, но в то же время прекрасно выглядеть. Сегодня женщина совсем иная, чем 30 лет назад. Нынешний слабый пол имеет огромную силу воли, чувство ответственности, трудолюбие. Именно поэтому все чаще женщины занимают руководящие посты. При этом каждая вторая — прекрасная мама и хозяйка. Удивительно, как современные женщины все успевают!

Woman.ru: Современная городская женщина — сильная, как правило, с ребенком, но одинокая. Или в вашем окружении по-другому?

А. М.: Вообще нет такого правила. Бывают сильные семейные женщины, которые тянут на себе еще и мужчин. А бывают женщины с ребенком, но разве это плохо? Это счастье, когда есть дети. В моем окружении много девушек, которые уже в панике, что не родили, а по возрасту, возможно, скоро не смогут этого сделать. Может быть, они увлеклись карьерой и не думали о семье. В их жизни есть мужчины, просто они не видят, кто может стать потенциальным отцом ребенка.

Woman.ru: Вы хотите еще детей?

А. М.: «Моей дочери 8,5 лет. Я никогда не загадываю себе еще детей, считаю, что это — самый правильный путь. Просто принимаю с благодарностью все хорошее, что ко мне приходит».

Woman.ru: Вы позволяете себе жить, как хочется?

А. М.: Всю жизнь я боялась, что у меня будет работа, где придется сидеть в офисе с 7 утра до 7 вечера и что-то делать. Но я смогла выстроить свою карьеру так, что сама принимаю решения, занимаюсь тем, что интересно, отказываясь от ненужного. Жизнь очень короткая, и я хочу, чтобы все происходящее рождало красоту и доброту, чтобы это было осмысленно, а не просто ради денег. Я вышла уже на ту стадию, когда не нуждаюсь в средствах в большом количестве, мне просто хочется интересного бытия.

Woman.ru: Вы научились зарабатывать деньги на кино?

А. М.: Этому учишься каждый раз, с каждым новым проектом. Но сейчас у меня еще и своя продюсерская компания, мы работаем с различными телеканалами, снимаем сериалы. Источников финансирования несколько, это может быть и Фонд кино, и Министерство культуры, и меценаты, и те же телеканалы. Вот сейчас с режиссером Наташей Меркуловой будем снимать очень интересную полнометражную комедию для большого проката. Новые задачи рождают новые решения.

Woman.ru: Съемка рекламы для вас была экспериментом?

А. М.: «Я сняла несколько роликов с Алексеем Чадовым, Оксаной Акиньшиной и Данилой Козловским для компании «Мегафон». И я, и вся моя съемочная группа получили огромное удовольствие от процесса. По сути, мы соглашались на мини-фильмы, именно поэтому в процессе принимали участие успешные актеры».

Вообще мне понравилось работать с компанией, где столько креативных ребят, с которыми ты делишь ответственность. Одной все-таки тяжело быть и художником, и руководителем. Конечно, как режиссер, я не упустила возможности посмотреть со стороны на актеров, с которыми не работала раньше. Так что мы с моей съемочной группой только рады подобному опыту. Я горжусь этой работой.

Woman.ru: Несколько лет назад вас признали молодым и перспективным режиссером в Европе и Америке. Так вы мечтаете покорить Голливуд?

А. М.: На «Сандэнсе», одном из главных американских фестивалей, мне дали приз за лучшую режиссуру фильма «Русалка». Я получила массу предложений от зарубежных коллег. Два года мне присылали сценарии боевиков, драм, ужастиков и комедий в огромных количествах, но все они, мягко говоря, ужасного качества. Я отказывалась, а некоторые возражали, что, мол, глупо так растратить свой шанс закрепиться на «Фабрике грез». Но я не хочу снимать пошлое кино. Я чувствую конечность жизни, и для меня очень важно ее качество, любой материал я пропускаю через себя. А эти ужасные сценарии — полнейшая чушь, которая не стоит того, чтобы тратить на нее время.

Woman.ru: Когда вы писали и снимали фильм «Про любовь», у вас было любовное настроение. А что сейчас волнует Анну Меликян?

А. М.: Сейчас у меня какое-то полумистическое настроение. И это отличный момент, когда я снова готова создавать и творить.

Woman.ru: На вопрос «Что такое любовь» вы себе ответили?

А. М.: Не до конца. Мне нравится копаться в этом чувстве вместе со зрителем. Тем более тема любви бесконечна — вопросов много. В фильме «Про любовь» мы говорим о любви, как о неком даре. На самом деле, очень мало людей знает, что это такое, в основном, все просто переживали гормональный всплеск.