Кадр из фильма «Буратино»

Кадр из фильма «Буратино»

Тренд на ремейки всеми любимых сказок продолжается. В этом году зрители уже успели посмотреть «Алису в стране чудес», «Волшебника Изумрудного города», «Домовенка Кузю» и другие фильмы. А 1 января на экраны выйдет фильм «Буратино». Эта картина станет переосмыслением классической истории Алексея Толстого и данью уважения культовому советскому фильму 1975 года, который в 2025 году отметил 50-летний юбилей.

К созданию новой экранизации легендарной сказки команда во главе с режиссером Игорем Волошиным подошла максимально кропотливо. За новейшими технологиями и впечатляющими визуальными эффектами скрывается титанический труд сотен людей, чья работа отражена в каждой детали — от гигантских декораций итальянского городка до мельчайшей пуговицы на костюме персонажей.

Кадр из фильма «Буратино»

Кадр из фильма «Буратино»

Сердцем этого грандиозного проекта стала технология, позволившая буквально вдохнуть душу в главного героя. Буратино на экране — это персонаж, полностью созданный с помощью компьютерной графики, но его движения, мимика и эмоции принадлежат живому актеру. Эта уникальная роль требовала невероятной пластики и энергии. Именно эти качества увидели создатели в 15-летней актрисе Виталии Корниенко.

Каждый съемочный день ее подготовка занимала целый час: полчаса уходило на нанесение на лицо специальных меток для захвата мимики, и еще полчаса — на облачение в сложный костюм с датчиками motion capture и шлем со встроенной камерой, фиксировавшей каждую гримасу. Однако внешность Буратино — это не просто цифровая копия актрисы. Игорь Волошин хотел, чтобы персонаж состоял из нескольких «слоев», поэтому за основу 3D-модели был отсканирован его собственный сын.

Работа над каждой сценой с участием Буратино превращалась в сложный многоэтапный ритуал: от репетиций с актрисой в кадре до съемок «в пустоту» и работы с тремя разными куклами-дублерами — деревянной, пластмассовой и хромакейной.

В то время как Буратино рождался в цифровом пространстве, весь окружающий его мир был построен вручную на земле. Главной съемочной площадкой стал кинопарк «Москино», где специально для фильма в рекордные сроки, за четыре месяца, возвели настоящий итальянский городок конца XIX — начала XX века площадью 7000 квадратных метров.

Здесь появились ратушная площадь с фонтанами, торговая улица с лавками, траттория, театр Карабаса и скромная мастерская папы Карло. Федор Бондарчук, пораженный размахом, назвал это место «чудом»: «Даже по одной булыжной мостовой можно было понять, что это сделано на высшем уровне: она выложена из реального булыжника, поэтому звучит и выглядит в кадре по-другому».

Кадр из фильма «Буратино»

Кадр из фильма «Буратино»

Внутреннее убранство Театра Карабаса, занимавшего 600 квадратных метров с местами для 147 зрителей, было отделано с невероятной тщательностью, позволяя камере свободно двигаться на 360 градусов. Помимо этого натурного городка, в павильонах были построены и другие ключевые локации, такие как каморка Карло и подводный мир черепахи Тортилы. Все это создавало абсолютно реалистичную среду, в которую с помощью технологий должен был быть интегрирован главный герой.

Особую магию и характер каждому персонажу подарила кропотливая работа художников по костюмам и гримеров. Создание образа для любого героя занимало не менее часа, а для Карабаса-Барабаса в исполнении Федора Бондарчука — все два, ведь помимо внушительной бороды длиной 125 сантиметров, актеру накладывали сложный пластический грим. Интересно, что за время съемок было изношено целых три таких бороды. Грим у Федора Сергеевича был настолько сложный и объемный, что коллеги попросту его не узнавали.

Кадр из фильма «Буратино»

Кадр из фильма «Буратино»

«Я думаю, что за мужик на меня так смотрит? Что ему надо от меня? Какой-то, наверное, артист массовых сцен так вжился в образ в этой ''стране дураков''. Думаю, просто не буду обращать внимания на этого странного мужика с этим странным голосом. И потом в какой-то момент вдруг понимаю: ''Да нет, не может быть! Федор Сергеевич, это Вы?! ''. И появляется его эта гениально-наглая улыбка, которую невозможно не узнать даже сквозь грим», — поделился Александр Петров.

Кадр из фильма «Буратино»

Кадр из фильма «Буратино»

Облик Буратино родился от одной-единственной находки. Художник по костюмам Надежда Васильева купила в антикварной лавке старый, сморщенный вишневый ботинок, который и задал всю цветовую палитру образа. Курточка героя была сшита из старого бархатного покрывала, рубашка — из театральной афиши, а кожаные штаны сделаны из обивки сиденья стула.

Папа Карло (Александр Яценко) — «очень добрый и очень бедный», его куртка, которую он позже обменяет на азбуку для сына, составлена из лоскутов кожи и вельвета, а жилет и колпак связаны вручную, чтобы подчеркнуть домашний уют.

Кадр из фильма «Буратино»

Кадр из фильма «Буратино»

Арлекин (Рузиль Минекаев) предстает как театральный панк XIX века. Его костюм, вдохновленный музейными образцами, состоит из разноцветных ромбов с причудливыми животными, которые мастера придумали и вышили вручную. Каждый ромб искусственно состаривали, а цветовое решение тщательно согласовывали с оператором картины. Завершает образ забавная деталь — на голове у Арлекина сидит маленькая фарфоровая куколка в короне с позвякивающим колокольчиком.

Артемон (Марк Эйдельштейн) — настоящая рок-звезда, фанат Pink Floyd. Его образ строится на контрасте: поношенная кожаная куртка с дырками надета на изысканную рубашку с жабо, а вместо брутальных заклепок — декоративные монетки с цепочками.

Кадр из фильма «Буратино»

Кадр из фильма «Буратино»

Мальвина (Анастасия Талызина) носила корсет, декорированный осколками старинных фарфоровых чашек и хрусталем от люстр, а ее знаменитые голубые волосы долго подбирали, чтобы добиться мягкого, лиричного оттенка. Во время съемок стало заметно, что глаза актрисы теплого оливкового цвета, что сильно выбивалось из общего образа. Поэтому Анастасии пришлось сниматься в специальных оттеночных линзах.

Меланхоличный Пьеро (Степан Белозеров) одет в черно-белый костюм с множеством оборок, в складках которых будто застыла многовековая пыль. Особое внимание было уделено воротнику — для его создания использовали подлинный старинный бретонский воротник, найденный на его исторической родине, что добавляет костюму аутентичности и глубины.

Каждая деталь, будь то рыжая коса-хвост на юбке Алисы (Виктория Исакова) или холщовый плащ с узором панциря у Тортилы (Светлана Немоляева), была наполнена смыслом и создавала тот самый неповторимый мир сказки, где смешались наивность, бунтарство и ностальгия.

Кадр из фильма «Буратино»

Кадр из фильма «Буратино»

Образ Базилио (Александр Петров) — это воплощение азартного пройдохи, растерявшего все, но упорно цепляющегося за внешний лоск джентльмена. Его чуть приспущенные кальсоны напоминают стиль современных рэперов, но главный акцент костюма — роскошный плащ с вышитыми мышами и вместительный капюшон. Чтобы подчеркнуть его хитрющий, кошачий характер, художники перепробовали около двадцати разных вариантов усов, пока не нашли идеальный.

Самым неожиданным решением было взять на роль Дуремара Льва Зулькарнаева. Ведь мы все привыкли, что предводитель пиявок — взрослый мужчина. Создатели увидели нового Дуремара с рыжей бородкой, веснушками и увеличенными зубами. Дуремар ходит в узком пальто, которое волочится по земле. Сшит он из черного фактурного материала, который в некоторых местах перекрыт зелеными лоскутами, напоминающими тину и мох.

Кадр из фильма «Буратино»

Кадр из фильма «Буратино»

Кроме того, в фильме появились новые персонажи — тараканы Алессандро, Антон и Джованни. Свои голоса героям подарили Николай Дроздов, Антон Шастун и Ваня Дмитриенко.

В итоге фильм «Буратино» 2026 года обещает стать не просто экранизацией, а гимном кинематографическому ремеслу, где каждая деталь становится частью большого волшебства, способного оживить деревянную куклу и вернуть зрителей в страну детства.

...

Кадр из фильма «Буратино»

1 из 21

Фото: пресс-служба