«Русский Вайнштейн»: режиссер, который сломал судьбы советским актрисам
Иван Пырьев

Всесоюзная популярность пленяла многих начинающих актрис. Большинство женщин мечтали стать частью очередной звездной работы Ивана Пырьева, которая с легкостью открыла бы им дорогу в успешное будущее. В середине 1950-х годов директор «Мосфильма» был самым влиятельным человеком советского кинематографа. Режиссер действительно мог превратить в настоящую звезду еще вчерашнюю начинающую актрису. И они соглашались, веря в светлое будущее и не зная, чем на самом деле для них может обернуться знакомство с гуру советского кино.

О том, что на самом деле происходило на съемочных площадках фильмов Пырьева, стали говорить только после его смерти. Как оказалось, жизни многих талантливых женщин были сломлены из-за эгоизма и чрезмерной любвеобильности директора «Мосфильма».

«Русский Вайнштейн»: режиссер, который сломал судьбы советским актрисам
Мария Ладынина

Об этом, как никто другой, знала Марина Ладынина. С Пырьевым артистка познакомилась в 1936 году. В то время режиссер был женатым человеком, но Марину это не остановило. Вскоре женщина забеременела и родила от Ивана сына. Только после этого мужчина принял решение развестись и официально жениться на Ладыниной. Так у актрисы началась новая жизнь.

Она стала главной звездой лучших фильмов Пырьева: «Кубанские казаки», «Трактористы», «В 6 часов вечера после войны», «Свинарка и пастух». За участие в съемках она получила несколько Сталинских премий. Пока ее карьера цвела пышным цветом, личная жизнь оставляла желать лучшего… Ее знаменитый супруг увлекся новой женщиной. Ей стала актриса Людмила Марченко. Поначалу Марина попыталась образумить супруга, угрожая поднять настоящий бунт и рассказать обо всем общественности, но тот пригрозил ей, что после этого поступка с ней не станет работать ни один режиссер. Писать письмо и отправлять его в ЦК КПСС она не стала, но и жить в браке с Пырьевым ей казалось невозможным.

После развода карьера, как и вся жизнь Марины, шла под откос… Одни утверждают, что за нее, действительно, замолвил слово бывший супруг, другие же уверены в том, что Ладынина сама отказывалась играть роли возрастных героинь. Она так и не смогла смириться со старостью и своей увядающей красотой, поэтому остаток своей жизни провела едва сводя концы с концами.

«Русский Вайнштейн»: режиссер, который сломал судьбы советским актрисам
Людмила Марченко

Что касается одной из главных любовниц Пырьева Людмилы Марченко, то ее судьба сложилась еще более трагично. Когда она впервые встретила режиссера, ей было всего 18 лет. Иван Александрович влюбился в нее без памяти, и поговаривали, что она так и осталась его главной и последней любовью. Он буквально преследовал девушку, обещав обеспечить всесоюзную славу и большие гонорары. Но юная актриса не принимала ухаживания директора «Мосфильма» и встречаться с ним на съемной квартире наотрез отказывалась.

«Ну не могу я лечь в постель со стариком! Не нравится он мне, неприятен», — однажды призналась Людмила сестре.

Пережить отказ Пырьев не смог, так же как и принять то, что его муза вышла замуж за другого. Тогда он принял твердое решение отомстить Марченко. Благодаря своему влиянию, он запретил режиссерам приглашать ее в кино.

Практически всю оставшуюся жизнь актриса просидела без работы, а к концу жизни и вовсе спилась… Личного счастья ей познать не удалось. Первый супруг так и не смог поверить в верность Людмилы и был уверен в том, что его суженая тайно встречается с режиссером, а второй так и вовсе чуть не расправился с ней в порыве ревности. Женщина умерла на 57-м году жизни в полном одиночестве.

«Русский Вайнштейн»: режиссер, который сломал судьбы советским актрисам
Екатерина Савинова

Перспективную актрису Екатерину Савинову Иван Пырьев приметил практически сразу. Вскоре он немедленно организовал личную встречу для своеобразного кастинга и обсуждения рабочих вопросов. В ходе беседы оказалось, что встреча проходит совсем не в рамках официальной… Девушка попыталась защитить свою честь и дала пощечину гуру советского кинематографа, из-за чего попала в так называемый черный список Пырьева.

Больше десяти лет она получала отказы в ролях. Лучом света и надежды для нее стал фильм «Приходите завтра», где она перевоплотилась в полюбившуюся многим зрителям Фросю Бурлакову. Съемки пришлось организовывать в «Одесской киностудии», чтобы обойти санкции, выдвинутые директором «Мосфильма». Когда, казалось бы, успех стал к ней так близок, как никогда раньше, она вдруг серьезно заболевает во время съемок.

Позднее ей диагностировали вялотекущую шизофрению и заболевание нервной системы. Екатерине пришлось уйти из кино, но ее близкие рассказывали, что до конца своих дней она старалась оставаться жизнерадостной и энергичной женщиной. Именно поэтому многие до сих пор не могут принять ее самоубийство в 43 года.

«Русский Вайнштейн»: режиссер, который сломал судьбы советским актрисам
Клара Румянова

Клара Румянова в начале своей творческой карьеры мечтала стать великой актрисой. Женщина грезила, что однажды она обязательно станет звездой экрана, а режиссеры будут буквально биться за нее для своих проектов. Однажды Клару заприметил Иван Пырьев. Ее счастью не было предела. Казалось, она наконец получила шанс исполнить свою мечту. И, возможно, все действительно бы получилось, если бы не одно «но». Женщина наотрез отказывала режиссеру в личных встречах, а они были ключом в советский кинематограф. Тогда стало ясно: на актерской карьере Румяновой поставлен крест. Она больше не получала предложений о ролях и в 1960-х ушла в «Союзмультфильм». Ее звонким сопрано говорили многие мультипликационные герои.

Карьера актрисы дубляжа складывалась удачно, в отличие от личной жизни. Впервые Клара вышла замуж за Анатолия Чемодурова, который регулярно выпивал и избивал ее. Затем она стала женой капитана дальнего плавания, но и этот брак долго не продержался. Детей иметь она не могла из-за аборта, который сделала в юности. Скончалась Румянова в полном одиночестве от пневмонии и болезни сердца.

«Русский Вайнштейн»: режиссер, который сломал судьбы советским актрисам
Ия Арепина

Ия Арепина полюбилась многим благодаря роли Маши Мироновой в «Капитанской дочке». Молодая красавица не могла остаться в стороне от любвеобильного Пырьева и практически сразу подверглась его удушающим ухаживаниям. Отказы он не принимал, поэтому Ия решила действовать серьезнее, нежели другие девушки, и написала на него жалобу в ЦК КПСС.

Защищая свою честь, Арепина распрощалась с кинокарьерой и обрела статус скандалистки, которой даже запрещалось приходить на пробы. Дороги к главным ролям стали для нее закрыты. Если актрису и приглашали, то только на эпизодические роли. Казалось, что после съемок в «Калине Красной» Василия Шукшина карьера Ии вновь возьмет новый виток, но, увы, из-за серьезных проблем со здоровьем ей пришлось уйти на покой. Перенеся два инфаркта, Ия Арепина скончалась в возрасте 73 лет.

«Русский Вайнштейн»: режиссер, который сломал судьбы советским актрисам
Ольга Бган

Судьба Ольги Бган мало чем отличалась от судеб других жертв Ивана Пырьева. Многим она запомнилась своей яркой ролью в драме «Человек родился», которая и стала ее визитной карточкой. Благодаря участию в этой картине юная актриса обрела всесоюзную известность и, разумеется, попала в поле зрения пылкого режиссера. Бган не реагировала на ухаживания директора «Мосфильма», за что и поплатилась буквально своей жизнью.

Попав в «черный список Пырьева», девушка перестала получать приглашения в кино, впала в глубокую депрессию и пристрастилась к алкоголю. Несколько неудачных браков добили ее. В новогоднюю ночь 1978 года женщина покончила с собой.

Еще больше интересных материалов в нашем Телеграм-канале.

Фото: Legion-Media, Иванов-Аллилуев Сергей, Вайль Григорий, Мастюков Валентин/ТАСС