Что такое коллекционный дизайн?

Костeр

Игорь Шелковский

1978

Сам термин довольно молодой. Он пришел к нам из Европы, где это явление оформилось в середине прошлого столетия. По сути, на предметный дизайн перенесли принципы оценки предметов искусства. Когда чем меньше таких вещей, чем знаменитее автор, тем дороже. Коллекционный дизайн так же, как живопись или антиквариат, продают на аукционах. Сходство с арт-сферой полное. Да, собственно, и сами вещи — не столько предмет обстановки (хотя вполне могут служить по прямому назначению), сколько произведения искусства, которые собирают и за которыми охотятся. Тут есть свои коллекционеры, знатоки и эксперты, свои галереи. Коллекционный дизайн можно рассматривать как инвестицию: со временем такие штучные вещи ручной работы будут только расти в цене.

Само определение придумали нью-йоркские галеристы в 1960-х годах. Вскоре его подхватили в Европе. Для нас это явление совсем новое, ему буквально десять лет. Бурное развитие эта сфера получила в 2000-х, когда в нее решили вложиться мебельщики. Появились крупные галереи, специализирующиеся на коллекционном дизайне, свои ярмарки. Пошли аукционные торги. Галеристы «вырастили» себе аудиторию, и сегодня это уже данность. Что же считать коллекционным дизайном?

В 2010 году вышла книга известной галеристки Либби Селлерс Why, What, How. Это такой кодекс коллекционного дизайна, свод правил. Вот самое важное: коллекционным кресло современного дизайнера станет, если оно сделано в единственном экземпляре или вышло ограниченным тиражом. Есть даже свои критерии серийности, но общий принцип таков: чем меньше, тем дороже. Средний тираж, которым пользуются чаще всего, — 8 экземпляров. Также дизайнер должен быть известным или входящим в моду. Или же вещь должна быть прорывом, революцией: новые материалы, технологии, крутой концепт. Словом, чем-то выделяться.

Что такое коллекционный дизайн?

Ваза Slip

Vika Nurislamova

2021

Как правило речь идет о современных дизайнерах, но сегодня охват шире. Коллекционный дизайн — это уже не только 2000-е или 1990-е, но и 1970-е, и 1960-е, и даже начало XX века. И тут становится сложно разделить антиквариат и коллекционный дизайн, ведь антикварными, по крайней мере по закону в нашей стране, считаются вещи старше 50 лет. Но негласно решили, что безымянный, самый обычный комод 1930-х в стиле ар-деко будет все-таки антиквариатом, а вот кресло по авангардному дизайну, пусть оно ровесница комоду, — уже коллекционный дизайн.

Характерно, что один и тот же дизайнер может работать как в сфере конвейерного производства, так и над коллекционными вещами. Мебельные компании заказывают ему разработку серийных предметов, а галереи коллекционного дизайна — уникальные предметы. Кто-то же создает только коллекционные вещи, уходя в независимое творчество.

Сегодня у коллекционного дизайна уже свои, отдельные от массовых мебельные выставки. Это Collectible в Брюсселе, Design Miami и  Design Basel в Майами и Базеле, Nomad в Монако. Есть разделы коллекционного дизайна и на крупных арт-ярмарках вроде PAD в Лондоне.

В последние годы коллекционный дизайн развивается и в России. Появились свои галереи, которые продвигают российских дизайнеров, и разделы коллекционного дизайна на отечественных арт-ярмарках. Крупными мероприятиями из года в год становятся Антикварный салон (сегодня он проходит в Гостином дворе) и выставка современного искусства Cosmoscow. Русские (в основном столичные) галереи, специализирующиеся на коллекционном дизайне, — это, например, Mirra и «Тираж 1/1». Есть такие вещи и в галерее «Эритаж», и у Alina Pinsky Gallery. Они продают как международный коллекционный дизайн, так и российский. Из русских дизайнеров, составивших себе имя на этом поприще, можно вспомнить, например, патриарха Вадима Кибардина или молодого дизайнера Тараса Желтышева.

1/24

Выставка Collectible

Текст: Марина Волкова

Фото: архивы пресс-служб