«Ты в каком ряду сидишь? У окна или у двери?» Множество парт, одна за другой, стулья позади, а напротив — большой стол учителя и классная доска. Эта картинка неизменно придет вам в голову, когда вам попросят описать среднестатистический класс в российской школе. Обстановка, унаследованная от системы школьного образования, придуманной в Европе в начале 19 веке. Неужели за два столетия ничего нельзя было изменить? Как эта концепция влияет на образование будущего наших детей?

Почему классные комнаты такие?

Долой парты, учи глаголы сидя на полу или в надувной лодке: дизайнеры представили концепцию школы будущего

Школа в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, возникла в Пруссии в конце 18 — начале 19 веков. Прусская школа была основана на сильном классовом и кастовом разделении. Ее структура, в свою очередь, была унаследована от спартанской модели — поощряется строгая дисциплина, полное послушание и авторитарный учительский режим. Поразительно, но сама концепция и методы работы остались практически нетронутыми до наших дней!

Школа, которую мы знаем сегодня, окончательно сформировалась во время промышленной революции, поскольку возникла необходимость обеспечить определенную подготовку рабочих. «Получить наибольшие результаты с наименьшими возможными усилиями и вложениями, применяя научные формулы и общие законы». Классическая школа была создана как идеальный ответ на потребность в рабочих; более того, поначалу их финансировало не государство, а крупные промышленные предприниматели 19 века.

Долой парты, учи глаголы сидя на полу или в надувной лодке: дизайнеры представили концепцию школы будущего
Долой парты, учи глаголы сидя на полу или в надувной лодке: дизайнеры представили концепцию школы будущего

Несмотря на то, что с тех пор появилось множество новых образовательных теорий и само образование шагнуло далеко вперед, в отношении первоначальной «рассадки» в классах мало, что изменилось. Кажется, что единственный способ организовать учеников — это по-прежнему заставлять их сидеть друг за другом, глядя в привилегированную, «учительскую», часть классной комнаты. Зона учителя, где происходит самое важное: объяснение теории, примеры практики, любые движения. Вопрос в том, поддерживаем ли мы эту систему организации школьного пространства, потому что она работает? Или не придумали ничего лучшего, чтобы ее изменить?

А так можно было?

Долой парты, учи глаголы сидя на полу или в надувной лодке: дизайнеры представили концепцию школы будущего

Простой вопрос-тест: где на протяжении всей своей жизни вы узнали больше всего информации и усвоили ее — в классе или на переменах? В школьных коридорах? А может быть болтая и пересказывая что-то друзьям во дворе?  Когда мы говорим «учиться», то имеем в виду учиться по-настоящему, а не чисто зубрить, чтобы сдать экзамен. Ответ любой может легко найти внутри себя.

Детский психолог Лаура Эрлауэр в книге «Класс, совместимый с мозгом», изучает, как окружающая обстановка влияет на работу мозга в процессе обучения. В своем произведении она ясно дает понять: «Если ученик изо дня в день сидит за одним и тем же столом в одном и том же положении в классе, его обучение будет привязано к этому месту. Никакие другие конкретные триггеры памяти не будут встроены в этот сценарий». Другими словами, мозгу не за что будет зацепиться, чтобы вспомнить конкретную информацию. Разбор Пушкина, Толстого, значение новых глаголов и правила постановки тире — все это вы узнали, сидя на одном и том же месте.

Согласно исследованиям, память учащихся, когда дело доходит до изучения чего-то нового, улучшается, когда они двигаются: будь то собственным телом (например, меняя позу с сидячего на стоячее) или переходя в другое место. Если учитель рассказывает про теорию эволюции на открытом воздухе или обучает важному навыку, сидя на полу, то у ученика будет разработан триггер внутренней памяти. Учитель может пробудить в учениках воспоминания, прости сказав: «Помните, мы узнали об этом стоя у березы», «Помните, вы выучили это, сидя на месте своего лучшего друга в классе». Это порождает нужную искру!

Долой парты, учи глаголы сидя на полу или в надувной лодке: дизайнеры представили концепцию школы будущего

Предложение детских психологов направлено на то, чтобы порвать с наследием 19 века и адаптировать классные комнаты к реальностям 21-го. Школы будущего должны избавиться от иерархии с точки зрения расстановки столов: учительский стол явно «довлеет» над рядами парт. Занятия должны больше походить на общие собрания. И уж тем более — исключить сленговое понятие «Камчатки» или заднего ряда, где по-традиции сидят те, кто хуже всего знает школьную программу. Согласно исследованию Солфордского университета, реорганизация педагогических пространств, в которых учитывается воздействие дизайна на мозг, естественным образом улучшает успеваемость детей на 25%!

Еще одна любопытная теория, касающаяся дизайну классных комнат, получила название «Невидимая педагогика». Например, в ней выдвигается постулат о том, что мы учимся не только головой, но и всем телом. А для этого нам нужен более гибкий класс и включение мягких материалов. Например, в качестве эксперимента в уже существующих классах дизайнеры-психологи использовали неделю вместо парт надувные лодки! Такое простое решение помогло моментально преобразовать интерьер школьного пространства, добавить в процесс обучения цвета и текстуры. Кроме того, это дешевый и доступный креативный выход из ситуации. Стоит ли говорить, что в таких лодках-партах даже дети-одиночки дети чувствовали себя частью коллектива и команды. А сколько восторга!

Фото: Unsplash