Образ будущего

Гениальный режиссер Тарковский говорил: «Фильм у меня в голове. Его нужно только снять». На самом деле так в каждой профессии. Писатель, художник, архитектор, градостроитель, режиссер — всем нам, прежде чем что-то делать, нужно сначала придумать. Ведь если у тебя нет в голове образа будущего, то результат может получиться непредсказуемый. Главная задача градостроителя — представить, как устроен город. После этого сделать проект и только потом начинать это реализовывать. При этом нельзя ориентироваться на стандарты и требования прошлых лет. Градостроитель должен смотреть в будущее на 20-30-50 лет вперед. Потому что он создает инфраструктурные проекты, которые будут определять развитие города на протяжении полувека, если не больше. 

План 1935 года

Москва до сих пор живет по генеральному плану 1935 года. То есть уже почти 90 лет. Расчет, правда, был на 5 миллионов жителей. Максимум на 8. Никто не предполагал, что население Москвы вырастет до 15 миллионов, а с пригородами — до 20 миллионов. Тем не менее, все, что там было заложено, все еще работает. Сегодня мы дышим, пьем, живем, перемещаемся и устойчиво развиваемся благодаря тому генплану. В 1971 году был сделан второй, более современный генплан, который в целом продолжал идеологию своего предшественника. Все это держалось до 90-х, когда начал развиваться дикий капитализм, который привел к тому, что мы имеем огромное количество труднорешаемых задач в разных городах. То есть 50 лет не происходило никаких важных структурных изменений. А 50 лет — это два поколения людей. За два поколения понимание того, как это нужно делать, ушло. Запад выстраивал основные системы 40–50 лет назад. Китай — 20 лет назад. А мы только подступаем к этому процессу. В будущем нам предстоит решать накопившиеся проблемы и выходить на уровень инфраструктурных проектов, которые давно делаются во всем мире. Важно, чтобы это был не тюнинг. Решением локальных задач занимается урбанизм, и это тоже нужно. Но не может обеспечить устойчивого развития на несколько десятков лет вперед. 

Идеальный город

Наверное, идеальный город будущего, картинка которого есть в голове у каждого человека, — это максимум инфраструктуры и природы. То есть когда ты живешь в частном доме, но при этом в шаговой доступности от супермаркета, станции метро, медицинского центра. Сейчас это прозвучит странно, но можно же сделать так, что частные виллы или таунхаусы будут располагаться, например, на двадцатом уровне-этаже. И все это будет находиться в огромном сложном комплексе, состоящем из многих зеленых уровней. Все-таки земли в городе ограниченное количество, а расползание его вширь с точки зрения градостроения — неправильная тема.

Анатомия города

Разместить людей так, чтобы они не просто не мешали друг другу и имели доступ к инфраструктуре, а еще и работали, учились, знакомились, ходили в гости друг к другу, женились, рожали детей, — одна из наших главных задач. Город ведь тоже влияет на человека. Понятно, что нас формирует семья, друзья, школа, но и город, в котором мы живем, тоже. В плохих условиях человек может озлобиться и опуститься. В хороших, наоборот, будет чувствовать себя комфортно, хотеть заниматься любимым делом, получать за это деньги, платить налоги, развивать экономику. По сути, город — это фабрика, где выращиваются люди. В какой-то момент я разработал технологию «анатомия города», которая помогает проектировать территории по аналогии с организмом человека (по уровню сложности устройство космического корабля — это десятый уровень сложности, а устройство города — четырнадцатый). В обоих случаях все продумано и не случайно находится там, где находится. Скелет — это транспортный каркас. Органы — природная и инженерная инфраструктуры. Мышцы — архитектура. Мозг и нервная система — управление городом. А кто здесь человек? Можно сказать, что люди — это молекулы. Они взаимодействуют и дают энергию, которая определяет состояние города-организма в целом. Но есть еще одно объяснение, которое мне ближе. Тело существует ради души. И люди — это душа города. Он существует для того, чтобы растить и делать лучше человека.   

Иллюстрация: Олег Бородин

Фото: личный архив