О переменах к лучшему

Отношение к экологическим проблемам сильно изменилось, я вижу эти изменения за последние 10 лет: и со стороны общества, и со стороны бизнеса, который вынужден следовать за трендами, и со стороны государства, которое по меньшей мере декларирует важность экоповестки. В последние 3–5 лет мы видим рост интереса, вовлечения людей в решение экологических проблем. Так, очень большой запрос у молодых сотрудников бизнес-компаний на эту тему, они хотят иметь возможность проявить экоответственность внутри компании. Мы стали замечать предпосылки того, что экологическое мышление может стать частью общей культуры. Есть версия, что экологическое мышление — это метанавык, который позволяет нам осознавать себя как часть существующей экосистемы и помогает противостоять вызовам нового времени. 

Экология — это про будущее

Чтобы заниматься экологической деятельностью, важны долгий взгляд и долгая воля. Экологическое мышление — оно про будущее. Здесь сложно ждать мгновенных изменений и краткосрочных успехов. Мы смотрим на нашу деятельность и в целом на жизнь на планете как на наследие для детей, и это сильно меняет фокус. Это сложно, но и очень вдохновляет. 

Все, что мы делаем сейчас, направлено на изменения в будущем. 20–30 лет — это период, когда возможны значимые перемены. Недаром многие экологические цели как на уровне государств, так и на уровне отдельных компаний ставятся до 2040–2050-х годов, это реальные сроки, когда можно добиться решения одной из задач: допустим, полного внедрения циклической экономики или значимого снижения выбросов парниковых газов. 

О школьниках и будущем

Мы очень много работаем и общаемся со школьниками, это очень ценная для нас аудитория, ведь именно эти люди через 10–20 лет будут принимать решения во всех сферах жизни. Нашим детям предстоит жить в другом мире, где многие экосистемы, биоразнообразие, привычный климат будут находиться под угрозой, а они — основа нашего существования, и нам важно дать им это понимание. У нас есть школьные интерактивные экоуроки, на которых мы рассказываем о том, как уже сейчас простыми действиями внести вклад в сложные задачи: как повлиять на проблему мусора, как беречь воду, энергию, как человек может повлиять на проблему изменения климата, почему важно биоразнообразие.

Мы видим, что эта модель работает: многие наши школьники уже даже окончили вузы, выросли, стали работать; но вне зависимости от того, какую профессию они выбирают, у них уже заложены основы экомышления. У нас в проекте более 40 экоуроков разных форматов, в них поучаствовали более 5 миллионов школьников под руководством 100 тысяч учителей и волонтеров. 

Экологические уроки

У нас был один урок, когда мы мерили энергопотребление до урока и после — и мы заметили снижение. Находим школы в России, которые внедряют раздельный сбор, экономят воду, электричество, — и это очень вдохновляющие кейсы. Например, в школе в селе Тулагино в Якутии была организована переработка органических отходов школы в биогумус, экологически безопасное и сбалансированное удобрение, при помощи калифорнийских червей; школа экономит миллионы рублей в год на энергосбережении.

О выборе профессии

Еще важная тема — профориентация, которая показывает, как экологическое мышление может повлиять на профессию. Этим тоже важно заниматься в школах. Потому что в будущем при выборе профессии человек сможет сохранить внимание к экологическим проблемам: и архитекторы, и врачи, и журналисты — все люди в перспективе столкнутся с экологическими вызовами. Хочется, чтобы они были на стороне природы. 

Когда деревья станут лесом

В рамках нашего проекта Posadiles.ru мы сажаем деревья, за эти годы посадили почти 2 млн деревьев на более чем 700 га в разных регионах России. Мы сажаем небольшие сеянцы, которые только через несколько десятков лет вырастут во взрослые деревья. Да, настоящего леса ждать долго, но мы понимаем важность этих действий для будущих поколений.  

Фото: Олег Бородин и фото из личного архива