Воображаемые друзья: нормально ли, если они у ребенка есть?

Зачем нужны воображаемые друзья и как они помогают в становлении личности ребенка, рассказала Карина Рихтере, практикующий психолог, эксперт по детско-родительским отношениям и мама пятерых детей-погодок.

Карина Рихтере
Карина Рихтере

Психология

Всем нужен друг

В возрасте двух лет ребенок начинает развивать социальные связи. В круг его интересов начинают входить не только ближайшие родственники, но и другие люди. Если по каким-то причинам ребенок не может удовлетворить потребность в близком общении и настоящем друге, он придумывает себе воображаемого.

Таким другом становится полностью воображаемое существо — супергерой, придуманный ребенок или взрослый, фантастическое животное и даже волшебницы и феи. Также ребенок может «оживлять» игрушки и наделять их чертами идеального партнера по играм и того, кому можно доверить все свои секреты.

Как правило, воображаемые друзья появляются у младших дошкольников в возрасте от 2 до 5 лет. Но могут они появляться и в более позднем возрасте как ответ на травмирующее событие — развод родителей, смерть близкого родственника или друга, серьезных изменений в жизни (переезд, переход в другую школу и так далее). В среднем, воображаемый друг «живет» 2 года.

Воображаемые друзья: нормально ли, если они у ребенка есть?

Какие задачи помогает решить воображаемый друг?

  1. Существо, которое безоговорочно понимает ребенка и принимает его со всеми его недостатками, помогает малышу получить нужный ему уровень поддержки, сделать мир более предсказуемым и безопасным.

  2. Он помогает понять, чего на самом деле ребенок хочет от друзей — какими качествами они должны обладать, как выстраивать с ним отношения и так далее.

  3. Для скромных детей воображаемый друг — один из немногих способов завести близкие отношения. Со временем они смогут перенести их и в реальный мир.

  4. Также воображаемый друг помогает получить то, чего ребенку не хватает в реальной жизни, — поддержки, защиты, принятия.

  5. А еще он помогает разнообразить привычную жизнь ребенка, делает ее более насыщенной и интересной, развивает воображение и фантазию.

Воображаемые друзья: нормально ли, если они у ребенка есть?

Появление таких друзей — абсолютно нормальный этап в жизни любого ребенка. Проблемой он становится тогда, когда ребенок не может расстаться с ним и все свое время тратит на воображаемого друга, предпочитая вымышленный мир играм и общению с другими детьми. Такое поведение может говорить о сильной травме или неприятных событиях, которые происходят в жизни ребенка. Это повод аккуратно расспросить ребенка об этом или записать его на консультацию к специалисту, если он отказывается доверять вам свои секреты.

Также стоит обратить внимание, если вы замечаете, что ребенок общается с кем-то невидимым, но он скрывает этого друга от вас. Это говорит о том, что в ваших с ним отношениях есть проблемы с доверием и авторитетом. И воображаемый друг становится этакой заменой родителям. В этом случае тоже стоит поговорить с малышом, но не стараться выведать все его тайна, а аккуратно узнать, чего ему не хватает в ваших отношениях. Возможно, вы так сильно заняты на работе или домашними делами, что у вас просто не остается времени на нормальное общение с сыном или дочерью.

Воображаемые друзья: нормально ли, если они у ребенка есть?

Как реагировать на воображаемого друга?

Начнем с того, чего делать ни в коем случае нельзя. Если вы заметили, что ребенок разговаривает с кем-то воображаемым, или он сам рассказывает вам о своем невидимо друге, ни в коем случае нельзя отмахиваться от этой ситуации или делать вид, что ничего не происходит. Такой подход разрушит доверие, которое возникает между вами и ребенком, и вынудит его еще глубже уйти в мир фантазий и вымыслов.

Также нельзя запрещать ребенку «дружить». Необходимость защищать товарища сделает воображаемого друга более реальным и настоящим. И, конечно, повлияет на ваши отношения: если родители негативно реагируют на такие секреты, то стоит ли вообще доверять им и о чем-то рассказывать?

Поэтому стоит сохранять нейтралитет в отношениях между вами, ребенком и его воображаемым другом. С одной стороны, не стоит запрещать и говорить сыну или дочери, что он все придумывает. С другой, не надо поощрять ребенка в его фантазии и позволять воображаемому другу влиять на жизнь семьи.

Вместе с тем, такой друг может помочь вам в налаживании отношений с ребенком и развитии его фантазии. Через эти отношения вы можете узнать, чего не хватает ребенку в отношениях с вами или сверстниками, помочь сыну или дочери развивать фантазию, придумывая истории про этого друга. Вы даже можете записывать их, чтобы потом, когда ребенок станет старше вместе перечитать их.

Также в рамках допустимого старайтесь поддерживать игру ребенка, но старайтесь ограничивать его в ней. Если он говорит, что не будет что-то есть или ложиться спать, потому что воображаемый друг не хочет, обсудите это или предложите альтернативу. Подыгрывайте ребенку, но скажите, что его друг подчиняется правилам вашей семьи, как и все остальные ее члены. И если детям положено в 9 часов быть в кровати, то они должны там быть.

Кроме того, постарайтесь наладить жизнь ребенка в реальном мире. Чаще ходите на площадки или развивающие занятия, приглашайте в гости друзей с детьми и попробуйте разнообразить его повседневную жизнь. Если воображаемый друг говорит о том, что ребенку не хватает вашего внимания и участия, найдите возможность проводить время с сыном или дочерью. В общем, дайте ребенку реальную альтернативу тому, что ему дает воображаемый друг.

Когда ребенок будет готов, устройте его другу настоящие проводы. Сначала расскажите, что есть волшебная страна, в которую отправляются все воображаемые друзья. В ней они живут с такими же приятелями, которых придумали другие дети, обмениваются опытом и ждут, когда вновь понадобятся кому-то из малышей. Если занимать время такого друга долго, то какой-то другой ребенок может оказаться без помощи в трудную минуту.

Воображаемые друзья: нормально ли, если они у ребенка есть?

Скажите, что он сам в любой момент сможет позвать приятеля из этого мира, и тот обязательно поможет ему. А если вдруг тот по какой-то причине будет занят, то вы всегда готовы взять эту роль на себя. После этого устройте для воображаемого друга прощальную вечеринку. Пусть ребенок сам придумает, что вы должны на ней делать, какие угощения готовить и как лучше все организовать. Такое символическое прощание поможет легче перейти на новый жизненный этап.

Однако с воображаемыми друзьями есть один тонкий момент. Если появление такого приятеля совпало с тем, что ребенок стал замкнутым, отдалился от семьи, постоянно что-то скрывает или ведет себя неестественным образом (у него часто меняется настроение, он отказывается идти туда, куда раньше ходил с удовольствием), это может говорить о том, что ребенок подвергается (подвергался) сексуализированному, физическому или психологическому насилию. Постарайтесь аккуратно выяснить, так ли это.

Во всех остальных случаях воображаемый друг — это один из нормальных этапов развития ребенка. Он появляется, чтобы закрыть какие-то потребности ребенка, и исчезает после того, как эти потребности удовлетворяются. Не нужно специально что-то с этим делать. Если же воображаемый друг у ребенка не появился, это тоже не повод для паники или поиска патологий. Это значит, что все его потребности удовлетворены, а вы, как родитель, ведете себя правильно.

Фото: Getty Images