Как в советских школах учили детей думать

Советский Союз, как бы сейчас сказало поколение зумеров, был совершенно другой Вселенной, иной реальностью, которая сегодня стала уже совсем далекой. Там царили свои законы и правила, согласно которым жили все граждане. Нельзя отрицать, что в те времена образование было превыше всего. Все знали, что главное — жить по завету Ленина: «Учиться, учиться и учиться». Образование в СССР считалось одной из самых важных областей развития страны, поэтому государство вкладывало значительные ресурсы для обеспечения его доступности и качества. Все дети исправно ходили в школу, подростки поступали в училища, а молодые люди отправлялись штурмовать высшие учебные заведения. Но так или иначе все начинали свой путь в первом и главном храме знаний — школе.

Как в советских школах учили детей думать

Что из себя представляла система советского образования? В ней выделялось два основных школьных уровня: начальное и среднее. Первое, к слову, появилось лишь в 1930 году как первый и большой шаг на пути к решению проблемы массовой безграмотности. Значительные результаты этого нововведения появились уже к 1940 году.

В начальной школе дети изучали основы письма, чтения и математики. В средней их ждала более серьезная программа с предметами повышенной сложности, например физикой, химией и историей, появившейся в школьном курсе лишь в 1934 году. Затем люди шли получать профессиональное образование. Когда подходили к концу 1950-е годы, в СССР стало открываться все больше специализированных школ с уклоном в углубленное изучение предметов. В приоритете было обучение детей и подростков точным наукам.

Как в советских школах учили детей думать

Начиная с 1969 года подверглось изменениям устройство среднего образования: с 1-го по 3-й классы стали начальной школой, с 4-го по 8-й классы — средней, а 9-й и 10-й классы — старшей. В то же десятилетие реформа коснулась средних специальных учебных заведений. Начали появляться техникумы, которые стали промежуточной ступенью между школой и университетом.

Одно оставалось неизменным — доступность образования для масс. Советская власть гарантировала возможность обучения абсолютно каждому, вне зависимости от статуса, происхождения и материальной возможности. Так, после всех преобразований советская система образования стала считаться лучшей в мире и вплоть до развала СССР оставалась в том же статусе.

Как в советских школах учили детей думать
Как в советских школах учили детей думать

Главной гордостью советских учебных заведений был преподавательский состав. Каждый учитель был квалифицированным специалистом, который зажигал в учениках искру интереса, а затем всячески ее подпитывал. Так, нацеленные на максимальное развитие учащихся педагоги ставили справедливые оценки, которые соответствовали действительным знаниям, и брали шефство над неуспевающими, помогая им бороться с пробелами в знаниях. Благодаря этому для поступления в высшее учебное заведение практически каждому желающему хватало знаний, полученных в школе, а потому в услугах репетиторов нуждались единицы.

Как в советских школах учили детей думать

Помимо базовых предметов, отдельное внимание учителя уделяли идеологическому воспитанию школьников. Ученики получали знания об истории и идеологии коммунистической партии, а также формировали в себе принципиальные ценности социалистического общества. Это позволяло государству поддерживать стабильность в обществе.

Наличие обязательных секций и кружков практически не оставляло шансов бесцельно тратить время попусту после занятий. Как показывала практика, благодаря внеурочным занятиям тяга к знаниям постоянно увеличивалась. Советские школьники учились самостоятельно думать и принимать решение, стараясь показывать высокие результаты и постоянно развивать свои навыки и умения.

Как в советских школах учили детей думать

Но, само собой, были в советской системе образования и свои минусы. Так, большую часть курса занимала теория, а не практическая деятельность. Возможность перехода на домашнее обучение и сдачи предметов экстерном отсутствовала, как и отсылки к зарубежным источникам и литературе.

Помимо этого главным недостатком считалось частое искажение информации в соответствии с официальной идеологией, что ограничивало свободу мысли и критическое мышление учеников. Помимо этого, дальнейший выбор профессионального пути был крайне ограничен, поэтому выпускникам далеко не всегда удавалось попасть на то направление, которое соответствовало их интересам.

Как в советских школах учили детей думать

Фото: Щукин Алексей, Будневич Иосиф, Кошкинцев Геннад, Милушев Ю, Борис Кавашкин, Хамельянин Геннадий, Клипиницер Борис/ИТАР-ТАСС