В 1901 году две подруги-учительницы решили написать книгу. Коллеги не сомневались в том, что это будет полезный учебник, тем более, что Шарлотта Энн Моберли и Элеанор Журдан в последние годы увлеклись историей и сутками могли просидеть в библиотеке.
Студентки колледжа святого Хью, где преподавали учительницы, брали с них пример: два педагога были так дружны и погружены в историю, что не могли не вдохновлять их на учебу. Но вот книга вышла, и Шарлотту с Элеанор обвинили в меркантильной лжи и… нетрадиционной связи.
Второе обвинение, будем честны, стало просто милым «приложением» к основному — так, вдогонку. После того, как имена двух учительниц прогремели на весь мир, их репутация пошла под откос, и дружеские посиделки в библиотеке были списаны на тайную страсть. А вот первая претензия — во лжи — обсуждалась долго и серьезно, ведь до сих пор, спустя век, неясно, действительно ли Шарлотта и Элеанор видели Марию Антуанетту в последние ее дни — а ведь именно это учительницы и заявили.
Эта история началась, когда Моберли поехала в Париж, чтобы навестить тогда еще не знакомую ей Журдан. Шарлотта на тот момент была действующим директором колледжа имени святого Хью в Оксфорде, а Элеанор пробовалась на роль ее заместителя. Глава учебного заведения ехала во Францию по своим делам и решила заодно пособеседовать потенциальную преемницу.
Элеанор предложила прогуляться по Версалю, чтобы обсудить все, что директору будет интересно знать, и заодно провести ей небольшую экскурсию по местным краям, проявить французское гостеприимство. Встреча была теплой, и под конец прогулки Шарлотта уже знала, что примет Журдан на работу. Договорившись обо всем, они решили сделать «крюк» и заглянуть на прощание в Малый Трианон — жемчужину дворцового ансамбля.
Но этот путь Моберли знала не так хорошо, поэтому идея срезать дорогу через лес оказалась провальной. Две женщины заблудились, хотя были уверены в том, что в этой местности просто не может быть такой чащи. Наконец неподалеку они увидели людей в зеленых одеждах и поторопились к ним, чтобы узнать дорогу. Незнакомцы в треуголках и зеленых камзолах холодно указали им путь.
«Кажется, эти садовники участвуют в реконструкции, — сказала Журдан своей спутнице. — Очень интересная старинная форма».
Обе учительницы поделились друг с другом странным ощущением: им было не по себе от прогулки, казалось, что за ними кто-то следит, и обе решили поскорее выбраться из этого места с давящей атмосферой. Но логичнее всего было бы уже добраться до Малого Трианона, а оттуда спросить дорогу, чем возвращаться обратно в лес. Впереди, как и подсказали «садовники», виднелся дворец.
«На ступенях сидел мужчина, одетый во все черное, на голове у него была мягкая шляпа, — вспоминала потом Журдан. — Неясное чувство к тому моменту достигло своей кульминации, оно переродилось, и я стала испытывать страх. Мужчина медленно повернул ко мне свое лицо, все в оспинах. Выражение его было злым и надменным. Я поспешила пройти мимо».
Женщины прошли по небольшому мостику и наконец увидели Трианон. На террасе сидела женщина в пышном платье и напудренном парике. Незнакомка делала какие-то зарисовки в альбоме, изредка устало поглядывая на деревья. Подле нее сидела девочка лет 14 и разглядывала узоры на подоле платья дамы.
«Тишина и угнетение были такими нереалистичными, что нам казалось, будто бы мы гуляем во сне», — рассказывала Моберли.
Из оцепенения их вырвал раздраженный голос молодого мужчины, который появился из церквушки неподалеку и попросил учительниц отойти от террасы — их там не ждали. Шарлотта и Элеанор и сами были бы рады скорее уйти из странного места, поэтому хотели спросить дорогу, но их прервало появление юноши в костюме пажа, который со всех ног несся к дамы на террасе. «Чернь, — проговорил он, еле переводя дыхание от бега. — Они идут ко дворцу».
Шарлотта и Элеанор отступили назад — и все исчезло, будто туман. Учительницы выбрались из Версаля и спешно попрощались. Как и было оговорено, Журдан переехала в колледж святого Хью и стала заместителем директора, но больше они о той странной прогулке не говорили. Целых десять лет.
Однажды Элеанор робко постучала в дверь Шарлотты. Она готовила урок по истории и исследовала план Версаля 1792 года, за год до казни Марии Антуанетты. И на картине в архивах она узнала королеву в той незнакомке, которую они увидели десять лет назад в странном видении. Журден показала Моберли портрет, те молча переглянулись — уже не было смысла отрицать то, что обе в тот день видели именно ее, а не призраков, как им сначала показалось.
Женщины сблизились, так как только друг другу могли доверить эти неподдающиеся объяснению воспоминания. И решили проверить, насколько их сон реален.
Они вспоминали каждую мельчайшую деталь, каждое лицо, элемент одежды, звук. Журден призналась, что спустя год снова вернулась на опушку леса, который вывел их к Трианону, но не стала идти дальше одна. Однако ей удалось услышать мелодию, часть которой Элеанор благодаря музыкальному образованию записала. Сотрудники Версаля подтвердили, что никакие музыкальные группы не играют на территории дворцов, но в мелодии узнали часть симфонии, которую нередко исполняли при королевском дворе.
Шарлотта и Журден начертили план местности, которую им удалось запомнить, и показали историкам. Те заметили, что некоторых построек — часовни, моста, пристройки к Трианону — сейчас на тех местах нет. Но они были, и были как раз во времена Марии Антуанетты. В церквушке, откуда к учительницам выбежал незнакомец и приказал убираться, жил привратник Лагранж, который лично следил за Малым Трианоном и спокойствием Марии Антуанетты.
В «мужчине, одетым во все черное», который сидел на ступенях недалеко от королевы, они узнали графа Франсуа де Водрейя, который в 1792 году предал королеву и ускакал из Малого Трианона, когда за ней пришли бунтовщики. Шарлотта и Элеанора запомнили на пути ко дворцу плуг — странная деталь, ведь на территории Версаля уже несколько столетий никто не вспахивал землю. Однако историкам удалось выяснить, что это была забава короля: плуг вывезли из дворца вместе с его вещами после революции.
Каждая деталь, которую запомнили подруги, отсылала их к 1792 году. И все эти свои необыкновенные открытия они, конечно, решили пересказать людям. Результатом трудов стала книга «Приключения», за которую Моберли и Журдан резко осудили во всем мире. Масла в огонь подлил тот факт, что среди их учениц оказался потомок графа де Водрейя, которого учительницы описали как «злого мужчину в черном». Девушка из влиятельной семьи подняла шумиху — да как они смеют очернять ее предка?
Эксперты, взявшиеся за изучение книги Шарлотты и Элеанор, заметили, что часть описанных ими деталей относится к 1792 году, часть могла произойти на пару лет раньше. «Садовники» в зеленых камзолах (они же гвардейцы), например, могли быть там в день захвата королевы, с другой стороны, смотритель Лагранж работал у нее в 1789-м. Так в какой год перенеслись учительницы?
После долгих размышлений они решили, что на опушке леса в Версале реальность не возвращает их в прошлое, а перемещает в последние воспоминания самой Марии Антуанетты, которая запомнила свой обожаемый дворец таким, каким он был до захвата и революции — поэтому вокруг была такая необъяснимая, как во сне, тишина. Они посчитали, что были перенесены в воспоминания королевы, в лучшие ее времена, которые нарушил вскрик пажа: «Чернь! Они идут!»
Фото: Getty Images, Legion-Media.ru, East News