Пуанты и корона: как Матильда Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых

Едва ли историки, составлявшие биографию последнего российского императора Николая II, могли вообразить, что спустя сто лет после окончания его правления, испытав на себе все ужасы революции, войны и строительства коммунизма, жители России начнут чуть ли не ежедневно поминать имя правителя всуе. И отнюдь не в связи с его реформами, Февральской революцией или отречением от престола. Не эти события, а двухлетний роман Николая II с балериной Матильдой Кшесинской взбудоражит всю страну. В 2017 году история жизни этой талантливой танцовщицы стала одной из самых обсуждаемых в обществе тем из-за нашумевшего фильма Алексея Учителя. Не желая оставаться в стороне, однако не пытаясь что-то кому-то доказывать, Woman.ru решил для начала познакомить вас с женщиной, которая свела с ума сразу трех мужчин из дома Романовых.

...
Матильда Кшесинская уже стала самой обсуждаемой исторической персоной 2017 года
1 из 25

Фильм о балерине Матильде Кшесинской еще не вышел на экраны, а уже вызвал в обществе нешуточный переполох. Экранизация истории любви, которую не стремились скрывать еще при жизни главных героев, якобы может оскорбить память монарха, причисленного к лику святых. Однако отношения Николая и Матильды Кшесинской начались и закончились в то время, когда он не был еще ни императором, ни супругом, ни тем более святым. Какая же судьба была у женщины, личная жизнь которой сегодня занимает всех куда больше, чем ее успехи на сцене?  

Родившаяся в пуантах

Матильда появилась на свет 31 августа 1872 года. Балет с рождения был судьбой младшей дочери Феликса Кшесинского и Юлии Домнинской. Отец — знаменитый танцовщик, непревзойденный исполнитель мазурки, мастерство которого отмечал даже Николай I. Мать закончила Императорское Театральное училище и несколько лет была артисткой балетной труппы, пока не встретила своего первого мужа, танцовщика Леде. В этом браке Юлия родила пятерых детей, а когда супруг скончался, вышла замуж за Феликса и родила еще троих.

Маленькая Малечка, как ее называли близкие, с самого детства была любимицей отца, быстро разглядевшего в ней стремление к искусству. Чтобы развлечь Матильду, Феликс возил ее на оперу и балет в Большой театр.

Однажды Кшесинский устроил свою дочь в ложе, которая предоставлялась артистам, а сам ушел исполнять свою роль на сцену. После выступления танцовщик был настолько взволнован, что уехал из театра, позабыв о девочке, а, обнаружив пропажу, помчался обратно. Малечка нисколько не расстроилась и даже не испугалась отсутствия родителя. Она была так впечатлена представлением, что, недолго думая, решила дождаться вечернего спектакля. Правда, Феликс все же нашел малышку, спрятавшуюся в ложе, и вернул домой.
Матильда развивалась в прекрасных условиях. Во-первых, она росла в полном достатке: Кшесинский хорошо зарабатывал благодаря своим выступлениям и урокам. Во-вторых, занятия Кшесинского всегда проходили в доме, поэтому Маля, не знавшая еще, как правильно двигаться, уже танцевала под звуки вальса и мазурки в соседней комнате, неподалеку от большой залы, где со своими учениками занимался Феликс. Не менее весело у Кшесинских проходили летние сезоны, когда все выезжали на дачу.

Будучи всеобщей любимицей, Матильда быстро привыкла к вниманию и всегда находила способы получить желаемое. Эта черта, как и женская хитрость, начали проявляться в ней уже в 14 лет.

Летом она познакомилась с молодым англичанином Макферсоном. А на ее день рождения юноша явился со своей невестой. Этот поступок глубоко ранил Кшесинскую, но она нашла способ ответить на эту, как ей показалось, грубость. Матильда вынудила невесту молодого человека отпустить его с ней за грибами. После этой прогулки помолвка Макферсона была расстроена, и он несколько месяцев без устали писал Малечке, которой он даже не нравился.
В 8-летнем возрасте Матильда поступила в Императорское театральное училище, где уже учились ее старшая сестра Юлия и брат Йозеф. В порядке исключения троим наследникам Феликса Кшесинского было дозволено жить дома, хотя обычно воспитанники были на полном иждивении училища.

Уже тогда Матильда демонстрировала свое упорство и трудолюбие. Все начальные упражнения, которые остальные дети разучивали с педагогом Львом Ивановым, она знала идеально.

В 11 лет Малечка стала учиться у Екатерины Вазем, которая успела полюбить девочку и всегда ставила ее в пример остальным. В четырнадцать наступил первый в жизни Матильды кризис. Ее пыл к танцам начинал проходить, а вдохновиться молодой девушке было попросту некем. Когда Кшесинская уже подумывала о смене карьеры, в ее жизни появилась знаменитая балерина Вирджиния Цукки. Посмотрев на выступление итальянки, Матильда поняла, что в балете важны не только отточенные движения, но мимика, драматическое искусство. Кшесинская ожила и решила, что будет работать над своим мастерством, чтобы однажды иметь право стоять рядом с такой артисткой, как Цукки. Она начала учиться еще упорнее и во всеоружии подошла к выпускному экзамену, на котором должна была присутствовать вся царская семья во главе с императором Александром III. Тогда молодая девушка еще не знала, какая встреча была ей уготована… 

Судьбоносный экзамен

К выпускным экзаменам в училище готовились основательно, ведь в этот день таланты воспитанников должны были оценивать особы королевской крови. Матильда выбрала для себя па-де-де из «Тщетной предосторожности», которое незадолго до этого исполнила ее главная вдохновительница Вирджиния Цукки. Первыми перед Александром III и его семьей выступали те, кто постоянно находился в училище, а после них «приходящие». Как заметила в своих мемуарах Кшесинская, зрители всем аплодировали одинаково, что немало расстроило юную балерину.

После представления воспитанников по традиции представляли государю, но в самом начале встречи с выпускниками Александр III своим зычным голосом поинтересовался: «А где же Кшесинская?». До сих пор историки спорят о событиях того дня и пытаются понять, что в воспоминаниях Матильды правда, а что было приукрашено ей позднее.

После этого, согласно мемуарам балерины, император сказал: «Будьте украшением и славою нашего балета». Эти слова так сильно задели воображение Кшесинской, что ее главной жизненной задачей стало оправдать доверие Государя.
За столом Александр якобы усадил Матильду рядом с собой, и тогда-то она в первый раз оказалась так близко к сыну императора Николаю, что даже обмолвилась с ним несколькими словами. «Я сразу влюбилась в Наследника», — будет вспоминать Кшесинская спустя годы. Куда более прозаично об отношениях балерины и наследника престола высказываются историки.

Большинство из них склоняются к тому, что Александр III хотел отвлечь сына от мыслей об Алисе Гессенской, в которую юноша был влюблен, и потому познакомил его с привлекательной, молодой, талантливой балериной. В те времена именно танцовщицы обычно становились фаворитками Романовых.

Вскоре после выпускных экзаменов Матильда поступила на службу в Мариинский театр. Это был 1890 год, Николай принимал участие в учениях гвардии, которые проходили в Красном Селе, и довольно часто бывал на представлениях Кшесинской. Возглавлявший дирекцию императорских театров Всеволожский заметил, что происходит между наследником и юной балериной, и понял, что Александр III ничего не имеет против этой связи. После этого в кратчайшие сроки Кшесинская завоевала положение примадонны императорского балета.
Матильда была абсолютно счастлива — как на сцене, где ей не отказывали ни в одной из ролей, кроме главной партии в балете «Эсмеральда», так и в личной жизни, ведь она была уверена, что Николай, в одночасье ставший для нее Ники, любит ее.

Ради этого первого чувства Кшесинская решает съехать от родителей, чтобы беспрепятственно принимать у себя наследника, а в его душе, судя по всему, в тот момент царила смута. «Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместились в душе», — писал Николай в своем дневнике.

В то время Александр надеялся, что очарование Матильды заставит юного влюбчивого наследника позабыть о принцессе Гессен-Дармштадтской, но Николай, как следует из дневников, хранил верность далекой мечте и втайне надеялся, что однажды обстоятельства вынудят его отца дать согласие на этот брак. И юноша не прогадал.

После бала

Весной 1894 года было объявлено о помолвке цесаревича Николая и Алисы Гессен-Дармштадской. На этот шаг Александру, который ранее противился этому браку, пришлось пойти ввиду резкого ухудшения его здоровья. И если для наследника согласие родителей и невесты было величайшим счастьем, то для Матильды начался период первых страданий.

Конечно, Николай позволил влюбленной девушке по-прежнему обращаться к нему на «ты» и просил без стеснения просить у него любую помощь, но закончилась пора их невинной любовной игры, встреч за кулисами, визитов и писем. Только сильный характер позволил Кшесинской держать себя в руках после прощания.

«Я знала, что найдутся люди, которые будут меня жалеть, но найдутся и такие, которые будут радоваться моему горю. Я не хотела, чтобы меня жалели, а для встречи с теми, кто будет злорадствовать, надо было приготовиться и быть очень сильной».
Свое разбитое сердце Матильда залечивала на даче в Стрельне, которую сняла вместе с сестрой, желая спрятаться от внешнего мира. Правда, в своем горе Кшесинская не осталась одинока. Великий князь Сергей Михайлович (внук императора Николая I и двоюродный дядя Николая II, — прим. Woman.ru) всячески поддерживал девушку.

Поговаривали, что с самой первой встречи с Малечкой он был тайно влюблен в нее, но скрывал это из уважения к наследнику. Кшесинская не испытывала к обожателю даже малой части тех чувств, которые остались у нее к Николаю, но своим вниманием и трепетной заботой Сергей Михайлович сумел завоевать ее сердце.

Он покупал для нее дорогие усадьбы, содействовал ее карьере и баловал как мог. Однако Матильда оставалась безутешна. 

Жизнь в балете

Благодаря покровительству Сергея Михайловича карьера Матильды в балете складывалась блестяще. В 1896 году Матильда получила заветный статус прима-балерины императорских театров. Помешать этому не смог даже главный балетмейстер Мариус Петипа. Впрочем, Кшесинская тоже не сидела, сложа руки: она постоянно оттачивала мастерство и в конце концов стала первой русской танцовщицей, которая смогла исполнить 32 фуэте подряд.

Хотя Матильду и вспоминают в основном из-за романа с Николаем II, она оказала сильнейшее влияние на мировой балет. Кшесинская была против приглашения иностранных танцовщиц на русскую сцену, при ней практика именитых гастролерш практически сошла на нет.

В театре Матильду побаивались. Однажды директор Сергей Волконский посмел настаивать, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована, а через пару дней мужчина подал в отставку. По некоторым данным, неправоту директору разъяснил сам Николай II.
Даже репертуар принадлежал Матильде. Она запросто могла запретить другой балерине танцевать партию, которая нравилась ей самой. «Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет». Начались — телефоны, разговоры, телеграммы.

Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить», — вспоминал новый директор императорских театров Владимир Теляковский.

Между тем, чувства влюбленного Сергея Михайловича подвергались самым серьезным испытаниям. В 1901 году у Великого князя появился соперник — двоюродный брат Николая II Андрей Владимирович. «Это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы все чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», — писала Матильда в своих мемуарах. Однако Сергея Михайловича от себя она так и не отпускала.
В 1902 году на свет появился единственный сын Кшесинской Владимир. Сперва ему дали отчество Сергеевич, потому что его признал Сергей Михайлович, а в эмиграции он станет Андреевичем. Сама Матильда в своих воспоминаниях утверждает, что сына она родила от Андрея Владимировича, за которого она выйдет замуж в Каннах в 1921 году. 

Эмиграция и конец жизненного пути

Сказка Кшесинской кончилась в 1917 году. С падением империи под натиском большевиков рухнула и прежняя красивая жизнь Матильды. С самого начала зимы в Санкт-Петербурге нарастало народное недовольство, которое ощущали все. У балерины было немало знакомых, которые настоятельно советовали ей покинуть страну.

В феврале танцовщица вместе с частью вещей отправилась к своей сестре, а лишившись дачи и знаменитого особняка, долго скиталась по друзьям вместе с сыном.

Летом 1917-го Матильда навсегда уехала из Санкт-Петербурга в Кисловодск, где в тот момент находился Андрей Владимирович. Кшесинская призналась, что ее одолевало чувство вины за то, что она оставляет в столице Сергея Михайловича, который был с ней так добр и очень привязался к маленькому Вове. Тяжело уезжать было отчасти из-за страшной опасности, которая грозила ее покровителю как любому члену королевской семьи. В итоге Великого князя расстреляли в 1918 году в Алапаевске.
До 1920 года Матильда и Андрей Владимирович путешествовали по югу России, перебираясь с места на место, пока не приехали в Новороссийск.

Оттуда балерина вместе с сыном и возлюбленным отправилась во Францию, где Кшесинской принадлежала вилла. После пережитых ужасов революции Матильда и Андрей поженились.

В 1929 году в Париже Кшесинская открыла собственную балетную студию. Этот шаг, вероятнее всего, был вынужденным. Ведь богатого покровителя у Матильды больше не было, а на жизнь было необходимо зарабатывать. Во время своих уроков танцовщица была очень тактична и никогда не повышала голос на учеников, чем снискала их любовь. Вся ее жизнь, начиная с этого времени, проходила между балетной студией и домом.
Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Францию, сын Кшесинской был арестован и помещен в концлагерь.

Несмотря на то, что Владимир пробыл в заключении 144 дня, он отказался сотрудничать с представителями гестапо. Однако его все же отпустили. Поговаривают, к этому была причастна Кшесинская, которая, согласно некоторым слухам, добилась личной аудиенции у Генриха Мюллера (шеф гестапо, — прим. Woman.ru). Впрочем, сама Матильда никогда не подтверждала этот факт.

В роду Кшесинских было много долгожителей, и балерина не стала исключением. Она ушла из жизни в 1971 году, всего за несколько месяцев до своего 100-летия. Матильда пережила своего мужа Андрея Владимировича на 15 лет, а ее сын Владимир, не оставив наследников, умер через три года после матери. 

Комментарии

37
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
Показать сначала
  • Новые
  • Старые
  • "Копаться в сугубо личной жизни, выдавать свои фантазии, снимая фильм, который люди воспринимают как факт - не этично, не по-русски. Похоже на танец на костях, так как всю семью последнего нашего императора жестоко убили. Этих ни в чем неповинных девочек и больного гемофилией мальчика. Люди, так принято во всем мире: о умерших говорить или хорошо, или никак, а тем более жестоко замученных, которых добивали штыками. Это царская семья. у них была совершенно другая, непонятная для нас жизнь, менталитет, отличное от простых людей воспитание. и мы не можем понять как они реагировали и смотрели на те лили иные вещи и отношения. Это совершенно другой мир, отличный от остальных людей. Эти люди многое не могли себе позволить в силу своего положения. Мы смотрим на них через свою призму, но она не может быть верной, так как это совершенно другой непонятный нам мир. Но фантазировать на тему замученных людей немилосердно. Давайте оставаться людьми. А вся шумиха вокруг фильма - бесплатный пиар." Марию-Антуанетту с Людовиком убили гораздо более жестоким способом. Тем не менее постоянно снимают фильмы об этой семье. И ни разу не слышала, чтобы это французскому правительству это ставили в вину. Только наши с Романовыми носятся.
  • "И на счет учения: пару строк из Ницше перекрутили на свой лад, вот и все, призывов устраивать геноцид там не было, насколько могу судить, учение про то, что управлять обществом должны лучшие, тут ничего плохого не вижу. Ницше под конец жизни окончательно сошел с ума по личным причинам, не имеющим отношения к его философии" Это не Ницше. Ницше не был геополитиком и тем более, насколько помню, на был современником Гитлера. Речь о Карле Хаусхоффере.
  • Еще один факт добавлю. Почему существуют двойные стандарты лишь от того, что Николай признан святым? Дед Николая, император Александр Второй, поступил мерзко со своей первой женой, несчастной императрицей Марией Александровной, закрутив роман с девицей младше, а позже дойдя до того, что создав с ней вторую семью, поселил во дворце над покоями императрицы, что она постоянно слышали топот детских ножек над своей головой. При этом комментариев об этой ситуации не поступает, в некоторых источниках доходит до того, что Екатерина Долгорукая признана и красавицей, и умницей, и просто богиней. Вот каким фактом нужно возмущаться. Николай Второй своей связью никак не "убивал" супругу, любил Александру Федоровну. Так о чем речь ведем? Только лишь о том, что одним, кто не признан церковью святым, вести внебрачные отношения можно, другим же, кто признан (и не по милости своей) святым, нельзя, потому что "это оскорбляет чувства верующих", хотя чем оскорбляет, тоже непонятно.
  • Фильм называется "Матильда". Не "Николай", а "Матильда". Это история, которая правда имела место быть, не выдумка автора. И это фильм об отношениях, свой взгляд. И если уж кто-то хочет посмотреть именно фильм о Николае, посмотрите док.фльмы, которых много и которые есть на разную тематику: семейная, военная, политическая тематика. Кто захочет - тот "Матильду" посмотрит. И уж если быть честным: эта история о том, что одних хотят, а на других женятся. Да, Николай любил Алису, но кто говорит о том, что ему нельзя было иметь отношения до брака? У всех противников фильма мужья/жены не вступали в связь до брака? Алиса была в Дармштадте, они состояли в переписке всего лишь, Николай не имел права на отношения? И если уж быть точной, то любовь и брак родителей Николая - вот интересная история любви и реальный пример верности. Николай был молод, кровь горяча, и Матильда, красивая, харизматичная, которую познакомили с наследником в "нужный час и нужное время", чтобы отвлечь от Алисы. Об отношениях Николая со своей женой есть тоже хорошие фильмы, посмотрите "Романовы" (8 серия, Стар Медиа) и "Романовы.Венценосная семья". Фильм Учителя - просто другой взгляд, который имеет место быть, потому что сюжет не вымышленный. Трейлер зацепил, костюмы, локации, актеры. Фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы знать, о чем говорить - нельзя обсуждать,запрещать или оскорблять то, чего не видели своими глазами. ПС: по некоторым комментариям (не только здесь, а в целом) складывается мнение, что некоторые "антиматильдовцы" слышали звон, да не знают где он - не то, чтобы читали о каких-то неизвестных моментах жизни Николая Второго, но и вообще его биографии не знают.
  • Она для своего времени была интересная (таких сейчас миллионы), а интересна тем, что имела увлечение , хобби и в этом добилась успеха.
  • и Уланову содержал богач, только поэтому она известная.. ну и Волочкову))
  • кассу им в карман приносить не собираюсь, считаю что актеров подобрали ужасно. типажи не подходят. скачаю попозже после шумихи.
  • "Считаете стоит посмотреть?" Посмотреть что - Матильду? Не знаю. Я не пойду, потому что российская киноиндустрия давно меня не занимает. Слишком много фанеры.
  • "Просто интересно, если снять фильм о Гитлере, но не как о фюрере, а как о добром семьянине, любившего Еву и старающегося сделать жизнь своей страны лучше, то ведь это тоже считается другой взгляд? Только уверена, этот режиссер фильмы снимать больше не будет" Человек, на геополитическом учении которого Гитлер строил свою политику, покончил жизнь самоубийством. Учитель убил себя, увидев, к чему привели его уроки. Тут другого взгляда быть не может. Это жестокие уроки, после которых точно понимаешь, что такое хорошо и что такое плохо. Да и о Еве и Адольфе фильмы снимают, "Молох" Сокурова, например.
  • ""Копаться в сугубо личной жизни, выдавать свои фантазии, снимая фильм, который люди воспринимают как факт - не этично, не по-русски. Похоже на танец на костях, так как всю семью последнего нашего императора жестоко убили. Этих ни в чем неповинных девочек и больного гемофилией мальчика. Люди, так принято во всем мире: о умерших говорить или хорошо, или никак, а тем более жестоко замученных, которых добивали штыками. Это царская семья. у них была совершенно другая, непонятная для нас жизнь, менталитет, отличное от простых людей воспитание. и мы не можем понять как они реагировали и смотрели на те лили иные вещи и отношения. Это совершенно другой мир, отличный от остальных людей. Эти люди многое не могли себе позволить в силу своего положения. Мы смотрим на них через свою призму, но она не может быть верной, так как это совершенно другой непонятный нам мир. Но фантазировать на тему замученных людей немилосердно. Давайте оставаться людьми. А вся шумиха вокруг фильма - бесплатный пиар.[/quote В оригинале поговорка звучит так: о мертвых говорят только правду или ничего" Поскольку правда у каждого своя, остаётся Ничего, но тогда придётся запретить историю как науку.