«Не вешай тире!» — правила грамотности для графического дизайнера

Логика

Кажется очевидным, что любой текст нужно начинать с заголовка. Что картинка не должна перекрывать текст. Что самое важное должно быть на виду и хорошо читаться. Однако в погоне эффектностью часто теряешь голову и обо всем забываешь: хочется «Вау!» и сразу. Нет, не запрещаем. Но все в меру и следуя логике.

Во-первых, тон всегда задает продукт. То, что продает заказчик, или про что пишет автор. Странно на упаковке хозяйственного мыла использовать сложный и заковыристый шрифт, который, с другой стороны, прекрасно подойдет для афиши классического концерта. Во-вторых, главное всегда должно быть виднее. Если речь о скидке, не стоит писать об этом маленьким шрифтом и в самом конце. Скажете, это очевидно? Конечно. Но сколько грамотно сверстанных баннеров к «Черной пятнице» вы видели? Основной посыл через раз забивают яркие цвета, броский дизайн и хаос букв. Разобраться, про что вообще идет речь, получается далеко не сразу.

И отсюда вытекает «в-третьих». Не перебарщивайте. Лучше сказать меньше, но понятнее, чем изукрасить все поле вдоль и поперек, потеряв смысл. Известный типограф (специалист по расположению текста) Ян Чихольд в своей книге «Новая типографика» не зря утверждал: чтобы текст не превратился в кашу, в одном поле не должно быть больше пяти кеглей (размеров) одного шрифта. Книга Чихольда вышла в 1928-м (!), но до сих пор остается одним из главных руководств по графическому дизайну и типографике. Сейчас легко найти ее переиздание от «Студии Артемия Лебедева». А все почему? Например, из-за таких фундаментальных советов ранга must: самое важное на странице должно быть самым большим.

«Не вешай тире!» — правила грамотности для графического дизайнера

Структура

Наше восприятие информации вырабатывалось веками. Так, мы привыкли читать сверху вниз и слева направо (если, конечно, это не арабская письменность). А значит, это нужно учитывать, размещая текст на странице.

Информацию нужно структурировать любыми релевантными способами. Сегодня наше восприятие сильно отличается даже от середины прошлого века, не говоря уже о давних временах. Его формирует интернет-пространство, соцсети, и тут все работает на скорость. Редко у кого есть время углубиться в газету, как это было еще в 1960-70-х. Даже телевизору теперь мы предпочитаем короткие ролики на YouTube. Это нужно учитывать. Важное и нужное должно считываться сразу. Так что подача информации становится делом иерархии. Одно время были модными курсы скорочтения, когда тебя учили быстро вычленять из текста главное. По большому счету, сегодня мы все функционируем как раз по этому принципу. Так что: структурируйте и выделяйте!

«Не вешай тире!» — правила грамотности для графического дизайнера

Визуализация

Помните самые простые вещи:

  • Не стоит делать переносы в заголовках. Пусть фраза будет в две строки.

  • Не вешайте тире! Особенно в заголовках. Это убивает любой текст. Всегда можно найти выход, например, поиграв с размерами шрифта.

  • Не вешайте строки. На сленге графических дизайнеров этих неприкаянных называют «сиротами».

  • Яркие цвета всегда выходят на первый план. Ими стоит писать главное.

  • Хорошо работают контрастные пары цветов. Например, вечное красное и черное.

  • Простые цвета почти всегда лучше сложных оттенков. Цвет бедра испуганной нимфы (нежнейший светло-розовый) — это, конечно, хорошо, но на афише он будет казаться бледным и потеряется.

  • Картинка не должна перекрывать текст.

  • Не бойтесь пустого пространства, так называемого «воздуха». Иногда как раз оно и дает возможность легче воспринимать информацию. Забитое до отказа поле, конечно, расскажет обо всех достоинствах продукта, но быстро утомит зрителя, и читать он бросит.

«Не вешай тире!» — правила грамотности для графического дизайнера

Порядок

Сегодня он может быть любым, его диктует фантазия автора. Но быть он должен! Буквы, цифры, картинки нельзя разбросать по полю, следуя одной лишь прихоти. Нужно выбрать композиционный ряд, сетку. Тут есть свое золотое сечение — и это симметрия. Так уж устроен человек: все симметричное кажется нам правильным. Однако можно и, напротив, сыграть на асимметрии. Главное — взять за основу какой-то один принцип, а не разбрасываться. Например, выровнять текст по левому краю. Или один блок текста сделать больше другого, привлекая к нему внимание.

Свой порядок и у картинок. Он следует логике повествования и композиционной задумке. Расположить их можно как угодно, хоть как в комиксе. Но должен считываться общий принцип. Так, в том же комиксе это характерная верстка в выделенных рамках, квадратах или прямоугольниках.

Чем аккуратнее поле текста и изображения, тем больше оно к себе располагает. Даже если это реклама магазина аниме или модных кроссовок. Такие тексты хочется читать, а картинки смотреть.

«Не вешай тире!» — правила грамотности для графического дизайнера

Фишки

Конечно, звучит все это скучновато: симметрия, порядок, правила. Вот даже приемлемое количество знаков в строке посчитали! (Типограф и дизайнер, гуру Роберт Брингхерст в книге «Основы стиля в типографике»). Если что, их должно быть в среднем 45-60. Где же тут творчество, простор для фантазии? Но не отчаивайтесь сразу. Композиционные правила не переиграть, так как они диктуются психологией восприятия, но отдельные элементы освежить и оживить всегда можно. Например, сейчас в моде анимированные заголовки. Особенно для сайтов. Вспомним «оживающий» по случаю логотип Google.

Не в интернете это приемы голографии или светоотражающие покрытия. Современный типографский ряд дает десятки новых возможностей, чтобы создать образ мечты. Поиграть можно даже с обычной надписью. Например, заменив одну букву на тематический значок с настроением. Как в городской типографике, когда в надписи  «Я люблю Москву» вместо слова «люблю» используется значок сердца. Или видоизменив сами буквы. Они могут менять форму, растворяться на фоне или, наоборот, проявляться, становиться выпуклыми, сливаться, расходиться, образовывать мотивирующие значки. Но! Все! же! Так! Чтобы! Они! Продолжали! Читаться! (Сейчас было легко? Вот об этом и речь.)

Текст: Марина Волкова

Иллюстрации: @TanahAirStudio/Reshot