Существует известное выражение: "Нет плохих учеников, есть плохие учителя". И против него, кажется, никто особо не возражает. действительно, если учитель настоящий, то он заинтересует, увлечет, …
Вэл, мой то же пытался драться и кусаться, ладно когда был маленький, я ему один раз перемахнула по физии--в 5 лет,, и добавила, я- мать и не сметь меня бить, он даже в истериках катался, пока неосознанно, можно понять, но один раз мы шли по улице, и там мальчик прим. его возраста орал, лежал на полу, я своему говорю---смотри, и КАК? красиво? ттт, с тех пор ни разу. орать на себя не позволю. сама родила сама и прибью--шутка/
не знаю, не знаю, но иногда в общении дети могут доставлять неудобства. и мамашки этого не понимают.
Лично мне хочется, чтобы от общения с моим малышом люди получали только удовольствие. Пока получается, дальше не хочу загадывать...
Можно. Имхо, ничего не вижу патологического. Мой тоже пробовал в год и 8-мь с кулаками кидатся. Один раз тряхнула, сказала - Я не позволю тебе себя бить. И все - ттт - как рукой сняло.
Так этообычная проверка границ, у большинства так.
А я вижу семью, где всё правильно делают, не оставляют без внимания ни один поступок, а ребёнок всё равно так же делает, кусает, царапается, бьёт маму и других детй в 2 года.
Со стороны кажется, что ребёнок просто нуждается в лечении уже.
А мама считает, что просто гиперактивный.
Правда регулярно плачет и ходит расцарапанная.
Мама и папа грамотные, могли бы сами книги по воспитанию написать, но ребёнок у них неуправляемый.
И идти к психологу они боятся, т.к. боятся последствий, что на ребёнка "ярлык" будет навешан.
Живут в европе.
Вот когда уже к врачу за помощью надо идти?
Читала, что если действительно есть отклонения, то чем раньше их начать корректировать, тем лучше результат в итоге.
Вэл, мой то же пытался драться и кусаться, ладно когда был маленький, я ему один раз перемахнула по физии--в 5 лет,, и добавила, я- мать и не сметь меня бить, он даже в истериках катался, пока неосознанно, можно понять, но один раз мы шли по улице, и там мальчик прим. его возраста орал, лежал на полу, я своему говорю---смотри, и КАК? красиво? ттт, с тех пор ни разу. орать на себя не позволю. сама родила сама и прибью--шутка/
Имхо, можно многое позволить ребенку. такие вещи, как аккуратность, вежливость, любовь к книгам искусственно привить невозможно, заставлять бессмысленно - только личный пример может возыметь воздействие.
Но в отношении причинения физического зла родителям или иным людям, а также живым существам, а также материального зла в виду порчи предметов или краж, позиция должна быть непреклонна.
Так этообычная проверка границ, у большинства так.
А я вижу семью, где всё правильно делают, не оставляют без внимания ни один поступок, а ребёнок всё равно так же делает, кусает, царапается, бьёт маму и других детй в 2 года.
Со стороны кажется, что ребёнок просто нуждается в лечении уже.
А мама считает, что просто гиперактивный.
Правда регулярно плачет и ходит расцарапанная.
Мама и папа грамотные, могли бы сами книги по воспитанию написать, но ребёнок у них неуправляемый.
И идти к психологу они боятся, т.к. боятся последствий, что на ребёнка "ярлык" будет навешан.
Живут в европе.
Вот когда уже к врачу за помощью надо идти?
Читала, что если действительно есть отклонения, то чем раньше их начать корректировать, тем лучше результат в итоге.
Если это СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), то его до 3-ех лет не диагностируют. Я не считаю, что ребенок нуждается с медикаметозном лечении, по крайней мере до 3-ех лет. Многие детки самостоятельно компенсируются, а действие стимуляторов головного мозга на детей такого возраста до конца не изучено. Вообще, есть же рекомендации психологов по обращению с гиперактивными детьми - положительная мотивация, позитивное подкрепление, массаж, бассейн, длительные прогулки на воздухе. Данный диагноз - не приговор, проявления СДВГ в большинстве случаев абсолютно компенсируются к 15 годам, конечно, такой ребенок требует большего родительского внимания, но зачастую и таланты есть у таких детей. так что я не вижу ничего особенно позорного в таком ярлыке. Это же не идиотия.
Вэл, стопудово.
wera
не знаю, не знаю, но иногда в общении дети могут доставлять неудобства. и мамашки этого не понимают.
Лично мне хочется, чтобы от общения с моим малышом люди получали только удовольствие. Пока получается, дальше не хочу загадывать...
Я то же этого всегда хотела..У нас получится!!!
СоняВот-вот. Я тоже не стала советовать. Мы жили вместе с сетрой, у которой 2-летний ребенок, так этот ребенок постоянно нходился в моей комнате, лез к моим книгам, включал клмпьютер. Если я начинала его ругать, сестра говорила, что нельзя кричать на ребенка, он еще маленький. Терпение моё кончилось, когда я нашла свою икону, исчирканную ручкой.Стали жить отдельно.На ребенка кричать нельзя. Вообще-то, можно и нужно без крика двухлетнему ребенку объяснить, что можн и что нельзя. А такие вещи, как документы, ценные иконы и пр. надо, вообще, держать вне досягаемости.
А по-моему это мама должна следить за своим ребенком и объяснять ему что можно и нельзя. У меня тогда не было своих детей и я не имела представления как объяснить 2-летнему ребенку, если мама ему все разрешает.Я и так хранила ценные вещи в самом недосягаемом месте(как казалось), но в мое отсутствие ребенок проводил все время в моей комнате, она не закрывалась.
А по-моему это мама должна следить за своим ребенком и объяснять ему что можно и нельзя. У меня тогда не было своих детей и я не имела представления как объяснить 2-летнему ребенку, если мама ему все разрешает.Я и так хранила ценные вещи в самом недосягаемом месте(как казалось), но в мое отсутствие ребенок проводил все время в моей комнате, она не закрывалась.
Мама, разумеется, должна. Но если вы видите, что незакомплексованный ребенок гуляет на свободе??
Вэлwera
не знаю, не знаю, но иногда в общении дети могут доставлять неудобства. и мамашки этого не понимают.
Лично мне хочется, чтобы от общения с моим малышом люди получали только удовольствие. Пока получается, дальше не хочу загадывать...
Я то же этого всегда хотела..У нас получится!!!
Дай Бог!
СоняА по-моему это мама должна следить за своим ребенком и объяснять ему что можно и нельзя. У меня тогда не было своих детей и я не имела представления как объяснить 2-летнему ребенку, если мама ему все разрешает.Я и так хранила ценные вещи в самом недосягаемом месте(как казалось), но в мое отсутствие ребенок проводил все время в моей комнате, она не закрывалась.Мама, разумеется, должна. Но если вы видите, что незакомплексованный ребенок гуляет на свободе??
По-вашему, что я должна была сделать?
По-вашему, что я должна была сделать?
Объяснить ребенку, что в вашей комнате можно делать, а чего - нельзя.
У маленьких детей не всегда развита функция обобщения: он может понимать, что нельзя трогать плиту дома, но при этом не понимать, что нельзя трогать плиту у бабушки.
Когда ребенок пытается сделать недозволенное, надо его остановить. Один малыш легко смирится с запретом, другой - может покапризничать, но в любом случае, при достаточной непреклонности ребенок понимает, что такое-то поведение недопустимо и прекращает попытки.
СоняПо-вашему, что я должна была сделать?Объяснить ребенку, что в вашей комнате можно делать, а чего - нельзя.
У маленьких детей не всегда развита функция обобщения: он может понимать, что нельзя трогать плиту дома, но при этом не понимать, что нельзя трогать плиту у бабушки.
Когда ребенок пытается сделать недозволенное, надо его остановить. Один малыш легко смирится с запретом, другой - может покапризничать, но в любом случае, при достаточной непреклонности ребенок понимает, что такое-то поведение недопустимо и прекращает попытки.
В любом случае считаю, что не мое это дело-воспитывать чужих детей. Тем более, как вы говорите, функция обобщения у племянницы действительно не действовала. В моем присутствии она не лезла, куда не надо, а вот без меня-сколько угодно.
Вы знаете, душа ребенка - тайна за 7 печатями. Как в одной семье могут расти совершенно разные дети - добрый и жестокий, спокойный отличник и неупрвляемый задира? Родители - то у них одни и те же.
Да родители-то одни и те же. Только отношение к разным детям часто бывает разное.
Марго
</p><div class="reply"><span class="author">Гость</span>&lt;p>Марго <br>Растут-то дети в разных условиях! Может быть, первый ревнует ко второму и начинает себя вести агрессивно, может быть, второму все время ставят первого в пример, тот обижается и становится задирой. Неужели непонятно?</p></div><p&gt;Я думаю, вы не совсем правы. Дети уже изначально рождаются разными у одних и тех же родителей, с непохожими характерами, с разными задатками и наклонностями. И дело здесь не в ревности или обидах, что одного ребенка любят больше, а другого меньше. Дело в генах. Одному передались гены дедушки по материнской линии, другому - двоюродной тетушки. А воспитание - это лишь небольшая коррекция данных от природы.
Марго абсолютно и очевидно права!)) у считающих по-другому - просто недостаточно жизненного опыта или он однообразен
Браво. Как говорится, есть два мнения - мое и неправильное))))
В любом случае считаю, что не мое это дело-воспитывать чужих детей. Тем более, как вы говорите, функция обобщения у племянницы действительно не действовала. В моем присутствии она не лезла, куда не надо, а вот без меня-сколько угодно.
Имхо, племянница - это не чужой ребенок.
Согласна с Вами, автор, что нет плохих детей. Даже в Библии написано, что ребенок до 12 лет безгрешен. Но, да, в одной семье могут расти абсолютно разные дети. И дело может быть даже не в том, что родители к ним по-разному относятся, а в том, что у них изначально разные характеры, и одна и та же мера воздействия может диаметрально противоположно на них влиять. Что одному во благо, другому - во зло! Есть, например, гиперактивные дети, которых постоянно нужно сдерживать иначе они натворят бед. А есть наоборот тихони, которых нужно скорее подталкивать, иначе они вообще могут ни на что не решиться. И вообще само понятие "хороший-плохой" ребенок не корректно. Просто действительно к каждому ребенку нужно искать свой подход.
Ясное дело, что все мы от природы обладаем - не разными характерами, нет, - характер формируется воспитанием. А разными задатками. Но в том-то и состоит родительская мудрость, чтобы к каждому ребенку найти свой подход. как говорится, что немцу дорого, то французу смерть!)))
СоняВ любом случае считаю, что не мое это дело-воспитывать чужих детей. Тем более, как вы говорите, функция обобщения у племянницы действительно не действовала. В моем присутствии она не лезла, куда не надо, а вот без меня-сколько угодно.Имхо, племянница - это не чужой ребенок.
Дочь двоюродной сестры-можно сказать чужой ребенок. Родня, конечно, но воспитывать его я не собираюсь.
какая прелесть- воспитывать ребенка в наше время. Посади его всем на голову, разреши делать все что хочется(а чего там- личность же раззвивается). А потом объяви его невоспитанность синдромом нехватки внимания. Подведи под это несколько современных авторов-однодневок(но зато популярных на сегодняшний день)- и готово. Надевай на голову корону и гордо неси стяг матери- героини
какая прелесть- воспитывать ребенка в наше время. Посади его всем на голову, разреши делать все что хочется(а чего там- личность же раззвивается). А потом объяви его невоспитанность синдромом нехватки внимания. Подведи под это несколько современных авторов-однодневок(но зато популярных на сегодняшний день)- и готово. Надевай на голову корону и гордо неси стяг матери- героини
Есть такая тенденция, увы (((
Дочь двоюродной сестры-можно сказать чужой ребенок. Родня, конечно, но воспитывать его я не собираюсь.
Аа, я думала, родной племянник. Я между своими детьми и детьми сестры различий не делаю.
какая прелесть- воспитывать ребенка в наше время. Посади его всем на голову, разреши делать все что хочется(а чего там- личность же раззвивается). А потом объяви его невоспитанность синдромом нехватки внимания. Подведи под это несколько современных авторов-однодневок(но зато популярных на сегодняшний день)- и готово. Надевай на голову корону и гордо неси стяг матери- героини
В чем-то согласна.
Особенно насчет СДВГ. Имхо, совершенно никчемный диагноз. Особенно ужасно, что детей годами травят амфвитаминами и риталином. Потом они садятся на кокаин и ***.
СоняДочь двоюродной сестры-можно сказать чужой ребенок. Родня, конечно, но воспитывать его я не собираюсь.Аа, я думала, родной племянник. Я между своими детьми и детьми сестры различий не делаю.
Родных у меня нет. А с этой сестрой мы вместе снимали квартиру. Из-за ребенка и разъехались(((
какая прелесть- воспитывать ребенка в наше время. Посади его всем на голову, разреши делать все что хочется(а чего там- личность же раззвивается). А потом объяви его невоспитанность синдромом нехватки внимания. Подведи под это несколько современных авторов-однодневок(но зато популярных на сегодняшний день)- и готово. Надевай на голову корону и гордо неси стяг матери- героини
Опять не понимаете. Никто не говорит, что нужно "сажать ребенка на голову". А то, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, - это банальная и неоспоримая истина. И кому, как не матери, обеспечивать этот подход.
Про авторов-однодневок - ну не знаю...Я бы не назвала доктора Спока автором-однодневкой. Скорее всемирно известной личностью, книги которого до сих пор издаются во всем мире)))
Так что опять мимо.
А бывают и гиперактивные дети. Виной тому может быть всё что угодно: тяжелые роды, перенесенные заболевания, генетика, да мало ли что... Не сильна я в педятрии, знаю понаслышке.
Так вот, такие дети могут терроризировать как домочадцев, так и одноклассников, и учителей тоже. А потом иx может ожидать детская комната милиции. Наказывай иx или нет - бесполезно. И не каждый родитель согласится отдать свое чадо в закрытое заведение
А бывают и гиперактивные дети. Виной тому может быть всё что угодно: тяжелые роды, перенесенные заболевания, генетика, да мало ли что... Не сильна я в педятрии, знаю понаслышке. Так вот, такие дети могут терроризировать как домочадцев, так и одноклассников, и учителей тоже. А потом иx может ожидать детская комната милиции. Наказывай иx или нет - бесполезно. И не каждый родитель согласится отдать свое чадо в закрытое заведение
ХОРОШИЙ родитель или учитель найдет подход к любому ребенку. Завела детей - имей терпение. Или нечего ноги раздвигать.
А бывают и гиперактивные дети. Виной тому может быть всё что угодно: тяжелые роды, перенесенные заболевания, генетика, да мало ли что... Не сильна я в педятрии, знаю понаслышке.
Так вот, такие дети могут терроризировать как домочадцев, так и одноклассников, и учителей тоже. А потом иx может ожидать детская комната милиции. Наказывай иx или нет - бесполезно. И не каждый родитель согласится отдать свое чадо в закрытое заведение
Возможно, бывают гиперактивные дети. Но, имхо, 80% детей, которым ставят это диагноз - просто невоспитанные обалдуи. Гиперактивность - не приговор, и в подавляющем большинстве случаев полностью компенсируется к 15 годам. Просто заниматься надо больше с таким ребенком.
Опять не понимаете. Никто не говорит, что нужно "сажать ребенка на голову". А то, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, - это банальная и неоспоримая истина. И кому, как не матери, обеспечивать этот подход.
Про авторов-однодневок - ну не знаю...Я бы не назвала доктора Спока автором-однодневкой. Скорее всемирно известной личностью, книги которого до сих пор издаются во всем мире)))
Так что опять мимо.
Книги Спока - пособие по созданию гиперактивного ребенка из вполне нормального, имхо.
Гость
Опять не понимаете. Никто не говорит, что нужно "сажать ребенка на голову". А то, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, - это банальная и неоспоримая истина. И кому, как не матери, обеспечивать этот подход. Про авторов-однодневок - ну не знаю...Я бы не назвала доктора Спока автором-однодневкой. Скорее всемирно известной личностью, книги которого до сих пор издаются во всем мире))) Так что опять мимо.
Книги Спока - пособие по созданию гиперактивного ребенка из вполне нормального, имхо.
Книги Спока - пособие по созданию нормального, незакомплексованного ребенка. А не ребенка с постсоветским синдромом зажатости)))
ВэлГость
Опять не понимаете. Никто не говорит, что нужно "сажать ребенка на голову". А то, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, - это банальная и неоспоримая истина. И кому, как не матери, обеспечивать этот подход. Про авторов-однодневок - ну не знаю...Я бы не назвала доктора Спока автором-однодневкой. Скорее всемирно известной личностью, книги которого до сих пор издаются во всем мире))) Так что опять мимо.
Книги Спока - пособие по созданию гиперактивного ребенка из вполне нормального, имхо.
Книги Спока - пособие по созданию нормального, незакомплексованного ребенка. А не ребенка с постсоветским синдромом зажатости)))
Угу, считая, что большинство нынешний совецких детей по оному воспитывались... на их месте, я бы выслала автору счет, как пострадавшим.
Спок - бред сивой кобылы, давно разоблаченный всеми, в том числе и самим собой. Вроде же каялся и просил извинения...
БагИра
"А я даже иногда завидую людям, которые считают, что есть хорошие и плохие дети, родители, учителя, и люди вообще. Как же красив и геометрически четок их мир! Также завидую тем, кто уверен, что существуют "общечеловеческие понятия" "хорошести" и "плохости".[/quote]
Мне тоже такие люди "импонируют"! "Высокоморальные" такие! Всё про всё знают и понимают, всему и всем дадут оценку, четко всё расставят по местам! Смотришь на такого человека и видишь нимб над его головой! А себя ощущаешь ничтожеством....
Гость
Марго Растут-то дети в разных условиях! Может быть, первый ревнует ко второму и начинает себя вести агрессивно, может быть, второму все время ставят первого в пример, тот обижается и становится задирой. Неужели непонятно?
Я думаю, вы не совсем правы. Дети уже изначально рождаются разными у одних и тех же родителей, с непохожими характерами, с разными задатками и наклонностями. И дело здесь не в ревности или обидах, что одного ребенка любят больше, а другого меньше. Дело в генах. Одному передались гены дедушки по материнской линии, другому - двоюродной тетушки. А воспитание - это лишь небольшая коррекция данных от природы.
Марго права.
У меня двое детей : дочь и сын. И дело даже не в том, что они совершенно разные по характеру. Они по-разному относятся к родителям, к семейным ценностям, к родному дому. Именно это и пугает меня.
Еще в детстве я слышала, что дочь ближе к матери. У меня вышло наоборот. Мне стыдно признаваться, но моя дочь (старше сына на 5 лет) выросла сухим, лишенным всякой жалости и эмоций, человеком. Она способна бросить в болезни близких людей, предать их. Регулярно убегает из дома.
Сын же очень дорожит домом, искренне переживает за родителей,боится потерять их. Если видит, что я прилегла, сразу спрашивает : "Мама, ты заболела?"
Никогда - подчеркиваю: НИКОГДА!- я не слышала слов участия от моей дочери.
Наша дочь - наша с мужем неизбывная боль.
Дети - очень хитрые и коварные существа! Они знают с кем и как себя можно вести. Если в детсаду с чужой тётей он - чисто шелк, то дома может быть жутким тираном! Милый кудрявый мальчуган, зацелованный мамой и папина гордость, может быть в школе садистом и последней тварью.
Гость
ВэлГость Опять не понимаете. Никто не говорит, что нужно "сажать ребенка на голову". А то, что к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, - это банальная и неоспоримая истина. И кому, как не матери, обеспечивать этот подход. Про авторов-однодневок - ну не знаю...Я бы не назвала доктора Спока автором-однодневкой. Скорее всемирно известной личностью, книги которого до сих пор издаются во всем мире))) Так что опять мимо. Книги Спока - пособие по созданию гиперактивного ребенка из вполне нормального, имхо. Книги Спока - пособие по созданию нормального, незакомплексованного ребенка. А не ребенка с постсоветским синдромом зажатости)))
Угу, считая, что большинство нынешний совецких детей по оному воспитывались... на их месте, я бы выслала автору счет, как пострадавшим. Спок - бред сивой кобылы, давно разоблаченный всеми, в том числе и самим собой. Вроде же каялся и просил извинения...
Так это проблема не Спока, а совеЦких родителей...и вообще совершенно особой общественно-истори ческой общности - "советский народ"))) у которого все, как известно, было "через ж**пу", даже самые лучшие мысли и начинания были поставлены с ног на голову. Были. разумеется, и исключения. Они есть всегда и везде)))
А не хотите Спока - пожалуйста, вам пример супругов Никитиных, имевших десятерых детей, все из которых выросли такими, что любой родитель гордился бы. ВСЕ. Потому что мать и отец были хорошими, а не абы какими.
Спрос прежде всего сродителей как с более старших и опытных, а потом уже с детей. Как бы некоторым ни хотелось бы, чтобы было наоборот.
На всякий случай. Советские родители советских детей по Споку не воспитывали. Никогда. Спок в России появился на широком прилавке в 90-ых годах, когда "советские" все уже были воспитаны...
Практически всё у ребёнка начинает закладываться с семьи. Есть два типа детей: которые добьются всего своей одарённостью и дети посредственного склада (коих подавляющее большинство), которых в жизни надо направлять. Если родители много интересуются своим чадом, помогают ему выбрать будущую профессию, не бросают ребёнка на путь "я его выкормил, а дальше пусть думает сам и добивается всего сам", то у посредственного ребёнка есть шанс удачно выбрать востребуемую профессию, сделать может быть неплохую карьеру (пусть даже средней паршивости). Очень многое играет роль в судьбе человека - дружность и взаимоподдержка семьи. Сейчас это большая редкость. Если у ребёнка богатые родители, понятно, что дружность и взаимоподдержка семьи не так уж и важны, т.к. богатые родители всегда поставят своё чадо на высокооплачиваемую должность. Но для ребёнка из семьи небогатой эти факторы играют огромную роль.
Развиваете и учите своих детей? А вы уверены, что учите правильно, ведь легко можно отбить старание! Представляем вам курс для детей, куда входит более 20 качеств, которые надо развивать у ребенка, что бы он вырос успешным, умным, здоровым и образованным. Над созданием работало более 30 человек, которые признаны лучшими психологами, врачами, заслуженными преподавателями и др.
Учить и правильно ухаживать за ребенком надо уже с ранних лет(5 мес.), ведь в этом возрасте уже начинает складываться на начальном этапе все качества человека.
Представляем вам курс Бэби мозг. Который научит вас правильно ухаживать, заботиться, воспитывать, укреплять здоровье, какой лучше выбрать вид спорта для мальчика и девочки. Ребенок получит только лучшие качества. Хотите гордиться своим ребенком?
Тогда переходите по ссылке: 81.176.229.39:3128
mini-me.su/grustnaya-istoriya-o-malenkoy-devochke-i-pervom-snege/ вот что такое плохие родители. Сегодня искала материал для реферата по ювенальной юстиции. Прочла эту статью... А вы про дерется с мамой и везде лезет...
Считаю что злые люди это больные люди,бесноватые,нормального человека не трясёт от злости,нормальный человек не хочет никому нечего делать плохого,если человеку нравится издеваться над кем та то он больной,таких надо лечить,такие жестокие дети потом вырастают маньяками,убийцами
Так и есть. Никто не рождается тупыми или слабым человека таким всегда делает его окружение. У детей еще нет своих убеждений, ценностей так как жизненного опыта у них нет. Родители обязаны заниматься воспитанием своих детей, образованием и воспитанием волевых качеств. Видеть склонности и таланты ребенка и развивать их на максимум, но к сожалению родители не осознают всю ответственность которая на них лежит. Тут можно посоветовать только одно если ты не уверен что сможешь дать ребенку необходимое развитие его способностей и талантов, то лучше вообще не рожать так как какой смысл рожать раба системы который не способен жить своим умом и своими мечтами.
А бывают и гиперактивные дети. Виной тому может быть всё что угодно: тяжелые роды, перенесенные заболевания, генетика, да мало ли что... Не сильна я в педятрии, знаю понаслышке.
Так вот, такие дети могут терроризировать как домочадцев, так и одноклассников, и учителей тоже. А потом иx может ожидать детская комната милиции. Наказывай иx или нет - бесполезно. И не каждый родитель согласится отдать свое чадо в закрытое заведение
Если ребенок гиперактивный, то его надо отдавать в спорт чтобы ни сил ни времени не было на всякий шалости и домой приходил уставшим и с желанием отдохнуть,а не беситься. Плюс спорт развивает волевые качества, дисциплину, стремление к достижению результата, а это очень полезно